Многие водители нередко отправляются в дальние поездки, причём именно «своим ходом» — на машине. При этом неважно, есть ли на пути следования магазины или пункты общественного питания, ведь обычно хочется, чтобы еда и напитки были прямо в автомобиле. Это поможет сохранить продукты, которые нужно хранить в холоде, чтобы они не испортились и не нужно было беспокоиться о свежести. Устройство также полезно для рыбалки или охоты — некрупные дичь или улов можно убрать в контейнер с температурой ниже, чем в машине.

Как ни странно, несмотря на то, что обычные холодильники есть в каждом доме, компактными автомобильными пользуется очень малое количество водителей. При этом на Западе в семьях с транспортными средствами обычно есть 1 или даже 2 таких устройства. До нас же эта практика пока не дошла. Возможно, не все знают о преимуществах или особенностях выбора автомобильных холодильников, ведь они имеют довольно широкую классификацию по размеру, ценам, материалам, принципу работы и другим критериям. Тем не менее для большинства владельцев эти устройства стали отличным дополнением к функционалу машины, без которого её сложно представить.

Семья на природе
Автомобильный холодильник очень удобная вещь, особенно для длительных семейных поездок

Для того чтобы решить, какая модель лучше всего подойдёт в конкретный автомобиль и под требования водителя, нужно примерно ознакомиться с основными свойствами и видами устройств. От правильного выбора компактного холодильника зависит, останутся ли продукты свежими, а напитки прохладными в течение желаемого времени и в определённых условиях, а также во сколько обойдётся покупка. Кроме того, важно понять, насколько уместно устройство будет в машине и не окажется ли лишним грузом с недостаточным или, наоборот, ненужным функционалом.

Выбор автомобильного холодильника зависит от множества критериев, поэтому ассортимент перед водителем очень большой — от переносных сумок без активной функции рефрижератора до высокотехнологичных встраиваемых контейнеров с большим объёмом и аккумулятором для автономной работы. При этом с каждым годом предлагаемых моделей — как и у производителей, так и у продавцов — становится всё больше. При посещении магазина с оснащением для машин становится понятно, что ассортимент автохолодильников в каждой категории просто огромный. Разумеется, смотреть на устройства стоит, только зная точные требования. Учитывая то, что машины различаются между собой по ёмкости аккумулятора, мощности генератора, а также конструкции и месту в салоне или багажнике, выбирать холодильник нужно серьёзно.

Зачем нужны автомобильные холодильники, их виды по типу работы

Холодильники — одни из самых универсальных видов оборудования, которые можно установить или взять в машину либо даже нести с собой, если это переносные сумки или контейнеры. С помощью таких устройств можно сохранить требуемую температуру продуктов — в зависимости от принципа работы и мощности это может быть срок примерно от 8 часов (простые сумки с наполнителем или из термостойкого материала) либо постоянное поддержание температуры (если контейнер имеет генератор). В последнем случае важно пользоваться аккумулятором для холодильника или не отключать питание от машины.

Холодильник на пассажирском сидении авто

Стационарное устройство может размещаться в любом автомобиле — легковом, грузовике или автобусе. Также есть модели для других видов транспорта — от катеров до самолётов. Автомобильный холодильник незаменим для длительных поездок либо путешествий вдали от магазинов. Но многие устанавливают их даже для езды по городу, например на работу, чтобы всегда иметь под рукой прохладные напитки или возить обед. К недостаткам автомобильных холодильников относится их не лучший потенциал по сравнению с «домашними» аналогами, а также влияние температуры окружающей среды.

Выбор устройства зависит от большого количества критериев. Первый — формат работы холодильника и тип его устройства.

Виды автомобильных холодильников по типу и принципу работы

Первый шаг в выборе устройства для машины — определиться с тем, какой формат поддержания температуры подходит лучше для тех или иных целей и условий. Некоторые автохолодильники способны только сохранять температуру, причём недолго, а другие — создавать и поддерживать определённый режим, при этом используя совершенно разные технологии. Каждый вид устройства имеет свои плюсы и минусы, поэтому этот критерий основной.

Всего существует 2 принципа работы автомобильных холодильников:

  • Пассивные — они сохраняют ту температуру, которую имели заложенные продукты. Чаще всего время работы составляет 8–12 часов.
  • Активные — не только сохраняют, но и поддерживают температуру с помощью источника питания (подключения к какой-либо сети или использование аккумулятора). Некоторые такие холодильники имеют разные режимы, в том числе для создания тепла, если это нужно.

Пассивные автомобильные холодильники

Устройства без активной функции чаще всего выполнены по изотермической технологии. Холодильники, в которой она, в свою очередь, используется, обычно имеют небольшой размер и вместительность и являются переносными — они лёгкие и удобные. Изотермические ёмкости сохраняют температуру еды и напитков в течение 8 или чуть более часов, постепенно «теряя» её — в них нет элемента, который поддерживает один уровень постоянно.

Такой автомобильный холодильник для продуктов состоит из ёмкости, сделанной из теплоизоляционного материала, а также крышки, которая гарантирует изоляцию для лучшего сохранения температуры — контакт с окружающей средой в такой конструкции почти исключён. Подвижная часть плотно прижимается металлическими или резиновыми запорами. Другое свойство устройства для удерживания холода — двойные стенки корпуса, которые покрыты полиуретановой или полипропиленовой пеной внутри. Внешняя часть при этом может состоять почти из любого материала, но чаще всего это обычный пластик — достаточно прочный, но лёгкий и простой в производстве.

Черный автомобильный холодильник с едой

Лучше всего изотермические автомобильные холодильники подходят для небольших транспортных средств. Небольшие невстраиваемые ёмкости можно также переносить и использовать в быту — для походов и пикников либо поездок в общественном транспорте. При этом самые компактные модели, как правило, имеют очень маленький срок поддержания низкой температуры. Есть также изотермические холодильники, сохраняющие высокую температуру — они называются термосами. Поддержание температуры в них также происходит по пассивному принципу, а длительность составляет примерно 8 часов. Все изотермические автомобильные холодильники делятся на сумки и контейнеры. Это также создаёт 2 условные категории — маленькие и большие соответственно, но в теории и те и другие модели могут иметь почти любой размер.

Сумка-холодильник в автомобиль

Такой термостат представляет собой небольшую ёмкость — чаще всего мягкую, похожую на обычную сумку или пакет. Есть также варианты, выглядящие как рюкзак с крышкой. Вместимость холодильника — от 3 до 25 литров. Более объёмными сумки обычно не делают, так как их будет не так удобно носить в руках, а цена производства и продажи сильно возрастёт. Задача такого холодильника — поддерживать определённую температуру в течение недолгого времени, до 12 часов. Конструкция термостата представляет собой два нейлоновых слоя с термоизоляционной прокладкой.

Охлаждение в сумках-холодильниках происходит по самому простому принципу — температура внутри ёмкости сохраняется с минимальной потерей и поддерживает состояние продуктов внутри. Благодаря герметичности термостата внутрь почти не попадает тепло (зависит от качества ёмкости и степени герметичности).

Контейнер-холодильник в автомобиль

Более крупный, чем сумка, термостат. Твёрдая конструкция (обычно в форме параллелепипеда), которая состоит из двух пластиковых ёмкостей — одна вложена в другую. Слои разделены термоизоляционной прокладкой, а на дне холодильника расположен поддон, на который стекает конденсат. Вмещает такой контейнер-термостат от 5 до 45 литров. Объём основного количества моделей на рынке — средний или большой. Есть и уникальные модели, которые вмещают около 150 литров продуктов. Холодильники в формате контейнера более функциональны, чем сумки, и поддерживают изначальную температуру еды внутри от 10 до 72 часов. В этих устройствах часто есть отсеки для закладывания «аккумуляторов» из солевых растворов — тёплых или холодных. Использование таких элементов позволяет продлить хранение. При этом только контейнеры могут иметь активную систему генерации холода.

Изотермические автомобильные холодильники с «аккумуляторами» холода

Почти во все изотермические ёмкости можно положить специальный заряд холода (или тепла — только если устройство изначально работает с высокими температурами разогретых продуктов), сделанный из брикетов различных солевых растворов. Замораживающие «аккумуляторы» перед использованием охлаждаются в морозильной камере, а разогревающие и поддерживающие высокую температуру работают как обычные грелки. Эти ёмкости нельзя полноценно отнести к активным, так как их работоспособность зависит от внешних, отдельных от устройства элементов. Общим же недостатком пассивных изотермических холодильников, как и использующих термический аккумулятор из активного вещества, является относительно малая ёмкость (обычно компенсируется мобильностью), слабый функционал и диапазон температур, а также постепенное изменение желаемой температуры внутри из-за контакта с окружающей средой — эти ёмкости не способны устанавливать и поддерживать режим самостоятельно, как активные модели.

Холодильник с фруктами в машине со светлым кожаным салоном

Активные автомобильные холодильники

Есть модели изотермических ёмкостей, которые оснащаются холодильным механизмом, могут быть подключены к сети или снабжены аккумуляторами — они относятся ко второму, «активному» типу. Эти автомобильные холодильники в своём большинстве — современные (созданные только несколько лет назад) и сложные устройства. Они не только препятствуют быстрому нагреву продуктов в течение нескольких часов, но и могут активироваться, создавая определённый температурный режим.

Всего есть 4 типа термостатов — по количеству технологий, помогающих поддерживать состояние внутри:

  • термоэлектрические;
  • абсорбционные;
  • компрессорные;
  • работающие на эффекте Пельтье.

Как правило, активные модели устанавливаются в подлокотники автомобилей либо между сидениями переднего ряда. В автобусах — вместо одного из пассажирских мест. Такие холодильники желательно надёжно закреплять — чтобы они не упали и не сломались, а также не отключилось питание.

Термоэлектрические автомобильные холодильники

Термоэлектрический вид активной технологии безопасен для экологии. К главным преимуществам таких холодильников в машину относятся: доступный режим нагревания, возможность работать в положении вертикально, а также быть установленными на заднюю или боковую панель автомобиля. Отрицательная сторона — медленный переход к низкой температуре, из-за чего продукты приходится охлаждать перед поездкой. Иначе после заведения мотора машины им придётся довольно долго лежать в тепле.

Холодильники, работающие по термоэлектрической технологии, выглядят как шкафчики, ларьки или контейнеры почти произвольной формы. Последние устанавливаются в самые разные места автомобиля и делаются на заказ. Современный термостат с таким принципом работы может поддерживать температуру в размере +3 градуса по Цельсию при +25 окружающей среды. В некоторых моделях есть возможность включить −3 — довольно эффективная морозильная камера. В режиме подогрева, который есть почти у всех термоэлектрических холодильников, температура может достигать +60. Если энергия термостата была отключена, он сможет поддерживать температуру (постепенно опуская её) до 10 часов.

Автомобильный холодильник на пассажирском сидении

Ёмкость термоэлектрических холодильников — от 1,5 до 50 литров. Есть и самые маленькие модели, которые специально рассчитаны на одну небольшую бутылку и представляют собой скорее подстаканник с цилиндрической ёмкостью с функцией охлаждения.

Термоэлектрические холодильники устроены таким образом, что в конструкции есть пластины из материала, поглощающего тепло, проходящее через них, либо, наоборот, выделяющего — зависит от включённого режима работы термостата. Продукты можно не только охлаждать, но и разогревать. Если купить и установить такой холодильник в автомобиль, он сможет поддерживать температуру примерно на 20–30 меньшую, чем вокруг него. Эти модели легче и дешевле компрессорных и работают в наклонённом положении, но рассчитаны на малый объём продуктов и медленно переходят в установленный водителем режим. Термоэлектрические модели подойдут для тех, кто хочет сэкономить на холодильнике в машину. Также на рынке можно найти переносные версии.

Абсорбционные автомобильные холодильники

Устройство этого вида термостатов таково: в корпусе установлен кипятильник, который работает от какого-либо источника питания и испаряет влагу, а конденсат, в свою очередь, охлаждает содержимое. Понижение температуры происходит за счёт того, что в абсорбер попадает слабый раствор, который охлаждается при контакте с окружающей средой и влияет на холодильник. Ёмкость абсорбционных термостатов — от 25 до 150 литров.

Преимущество такого принципа устройства холодильников в возможности работать на газообразном или жидком топливе, что позволяет экономить на электричестве. Недостаток заключается в невозможности работать в неустойчивом положении самой конструкции, так как конденсат выливается.

Абсорбционные холодильники устанавливают на автобусы — туристические и междугородние, а также специальные фургоны, вахтовые автомобили, яхты и корабли, железнодорожные вагоны. Это выгодно, так как эти транспортные средства крупные и устойчивые и могут вместить на себя объёмный абсорбционный термостат, создавая экономию по сравнению с другими устройствами.

Абсорбционный контейнер может питаться от баллона с пропаном или другим сжиженным газом, а также от электрической сети мощностью 12 (отлично подходит прикуриватель) или 220 вольт. Пока другие активные термостаты работают до 3 суток, 5–6 литров газа в баллоне дадут этому виду возможность охлаждать продукты примерно неделю без перерывов. Так, электрогазовая модель — идеальный выбор путешественнику на автомобиле. Эти устройства также не шумят.

Компрессорные автомобильные холодильники

Термостаты этого типа используют в работе химические соединения (фреоны: фтор, хлор и углерод) либо жидкости, которые легко испаряются. Принцип такой: чем быстрее жидкость переходит в состояние пара, тем сильнее охлаждение ёмкости устройства. Температура продуктов поддерживается за счёт того, что хладагент циркулирует по механизму за счёт компрессора (именно технология и даёт виду холодильников такое название) — чем быстрее, тем ниже температура. Активное вещество изменяет своё агрегатное состояние и быстро — лучше, чем абсорбционные и термоэлектрические модели — меняет режим. Размер такого контейнера ничем не ограничен, а сама технология очень экономичная.

Холодильник с продуктами в машине

Компрессорные холодильники поддерживают температуру от −18 до +4 градусов по Цельсию. Устройства также можно назвать морозильными камерами. В них без проблем можно хранить продукты, которые требуют низкой или отрицательной температуры. Компрессорные термостаты работают при отклонении до 30 градусов от обычного положения, а также при вибрации. Температура при отключении питания сохраняется не более 6 часов.

Этот вид самый «быстрый» и производительный. Компрессорные модели лучше всего сопротивляются внешним температурам и могут иметь почти любой размер — намного больше, чем у остальных холодильников.

Холодильники с эффектом Пельтье

Есть и контейнеры-термостаты, которые могут подключаться в автомобиле к прикуривателю или к 12-вольтному адаптеру в другой сети. Это даёт холодильнику активный метод работы. Преимущества системы Пельтье — отсутствие газов, жидкостей, подвижных частей. Недостатки — низкий КПД, малое время работы от аккумуляторов.

Критерии выбора автомобильного холодильника

Перед покупкой термостата в машину следует обратить внимание на свойства:

  1. Принцип (активный или пассивный) и технология работы.
  2. Объём холодильника (ограничивается местом в автомобиле или свойствами работы). Как правило, для пляжной поездки хватит 15 литров, а для больших поездок семьёй — от 40.
  3. Внешние габариты — зависят от выбранной технологии, а также от толщины изоляционных стенок.
  4. Время поддержания температуры (в том числе на активных после отключения питания). Как правило, минимального срока охлаждения — порядка 3 часов у сумок — хватит только на недолгий пикник или поход в магазин за замороженными продуктами.
  5. Материал корпуса. Стекловолокно, алюминий, пластик, сталь и другие элементы. Влияют на вес, габариты, степень изоляции и прочность.
  6. Степень изоляции корпуса. Отдельное внимание стоит обращать на плотность прилегания крышки.
  7. Скорость смены режима и набора холодной и тёплой температуры. Минимальный и максимальный показатель.
  8. Тип питания — от сети, от прикуривателя, есть ли возможность работы с аккумулятором. Либо это будет пассивная система.
  9. Дороговизна эксплуатации. Как правило, использование более дешёвых моделей выходит накладнее — они подойдут для редких поездок. В длительные же рекомендуется устанавливать компрессорный или абсорбционный тип (но они имеют ограничения на условия работы).
  10. Окружающая среда. В жарком климате понадобятся холодильники с высокими КПД и степенью изоляции, а также временем удержания температуры.
  11. Дорожные условия. Некоторые виды термостатов не переносят вибрации или наклонов.

Автомобильный холодильник-сумка с пивом

Итог

На современном рынке есть много автомобильных холодильников с разными свойствами — буквально на все требования. Модели различаются даже в рамках одной технологии работы, поэтому выбирать надо тщательнее. В первую очередь следует определиться, в какое место в транспорте он будет установлен. Другая полезная функция — самостоятельное отключение устройства при низком заряде АКБ, чтобы машина не осталась без электричества. Рекомендуется выбирать модели со шнуром длиной от 2 метров и плотно прилегающей крышкой.