История Mazda вызывает удивление на каждом своём этапе. Посудите сами: ведь даже тот факт, что основать автомобильную империю удалось сыну рыбака, в семье которого было ещё 11 детей. А начиналось развитие будущего автомобильного монстра с выпуска пробковых изделий. Но обо всём по порядку.

Автомобили Mazda

Сложности и череда неудач

Джуджиро Мацуда родился в 1875 году в очень бедной рыбацкой семье. Уже с 20 лет он пытался основать свой бизнес, но всё время терпел неудачи. Первая кузня была нерентабельна, вторая также закрылась, не помог даже патент на насос, который закачивал воздух. Таких неудачных попыток стать бизнесменом было ещё много, пока 1920 году Мацуда не выкупил компанию-банкрот Abemaki, которая специализировалась на обработке пробкового дерева.

У компании поменялось изначальное название и звучало оно, как Toyo Cork Kogyo, а её президентом стал не кто иной, как Мацуда. Вроде бы уже пора говорить про автомобили, но пока рано. Мацуда не стал предпринимать серьёзных изменений в сфере деятельности приобретённого им бизнеса. Это требовалось для наращивания капитала и создания фундамента для воплощения своих смелых и амбициозных идей.

Перевоплощение завода

Самые интересные события начались в 1927 году. Из названия фирмы выбросили слово «cork» (пробка) и выпустили небольшое количество мотоциклов. Один из них удостоился занять первенство в одной из гонок. Вслед за мотоциклами последовали автомобили. Они соответствовали лучшим традициям японского стиля, имели три колеса и силовой агрегат с объёмом, не превышавшим 500 куб. см. С этого этапа началась история марки Мазда, за которой находится будущее автомобильной промышленности.

Трёхколёсный мотоцикл Mazda

Возникает вполне логичный вопрос относительно названия марки — откуда оно появилось? Ответ неожиданный — так звали бога света, которому поклонялись зороастрийцы. К тому же новое название перекликается с фамилией молодого президента.

С 1932 года успешно продаются грузовые автомобили. Руководство компании не остановило своих разработок в сфере создания легковых ТС. Было разработано даже несколько концепций, которые могли быть запущены в серийное производство. Всё изменила война.

В послевоенное время и в период ликвидации последствий взрыва атомной бомбы, который произошёл в Хиросиме, компания Toyo Kogyo была вынуждена изначально восстановить свои полуразрушенные производственные объекты. История Mazda стала стремительно развиваться в этот период. К 1950 году было хорошо налажено производство грузовых ТС. Они обладали всего тремя колёсами и силовым агрегатом с объёмом 1157 куб. см. С завода также выпускались пожарные ТС.

Логотип Mazda
Развитие логотипа Mazda

Судьбоносные 60-е годы

Массовый, серьёзный выпуск легковушек был организован в 1960 году. Именно в это время многие японцы могли позволить себе стать обладателем легкового авто. История создания Мазда, как бренда легковых ТС, получила толчок к развитию в момент выпуска модели R360. Две двери, двигатель с двумя цилиндрами — найти черты изыска здесь было сложно. Но японцам приглянулась эта модель благодаря доступности высокому комфорту, который чувствовали водители и пассажиры.

Это не все значимые события, которые пришлись на 1960 год. Деятельностью этой многообещающей японской компании заинтересовалась NSU (Германия). Даже состоялась встреча между доктором Хаас и обмен гостеприимностью главы двух крупных компаний. В результате был подписан договор на роторные автомобильные силовые агрегаты Ванкеля.

Mazda R360

В 1961 году правительство Японии одобрило этот проект и он начал развиваться в полную силу. Этим же годом датируется начало выпуска компактного пикапа, который известен нам под названием Proceed. Вслед за ним появилась Carol. Пользователи могли выбрать вариант с двумя дверями (Carol-360) или с четырьмя (Carol-600). Дизайн Carol был схож с Ford Anglia, впрочем, этим грешили многие японские ТС.

Только в 1963 производство пересекло миллионный рубеж и выпустило свой юбилейный шедевр. Этот год остался в памяти благодаря ещё одному событию — создание роторного двигателя, который впервые был показан общественности в Токио на автовыставке международного уровня. Годом позже зародилась история Familia. На рынок Новой Зеландии стала поступать Mazda 800cc Station Wagon.

Mazda Familia

Спустя два года Mazda открыла свой полигон для испытания Миоши и подписала договор о сотрудничестве с Perkins Services N.V (Англия). Это событие дало толчок к созданию роторных двигателей. В 1967 году европейские страны стали наполняться автомобилями Mazda, в том числе и Cosmo Sports с роторным силовым агрегатом. За три года компании удалось с лёгкостью выпустить сто тысяч машин с этим двигателем (Familia Rotary Coupe, Capella RX-2).

История компании Мазда стала развиваться в несколько раз стремительнее благодаря сотрудничеству с концерном Ford. Работа этих двух автомобильных магнатов была направлена на разработку автоматизированной коробки передач.

Mazda Cosmo Sports

Этап стремительного развития

Ассортиментный ряд Mazda пополнился достойными экземплярами с двигателями роторного типа Savanna и Luce (RX-4). За этот длительный и местами сложный период было выпущено 5 млн автомобилей, из которых 1 млн приходился на экспорт. Если бы не кризис на рынке нефтепродуктов, то производство роторных двигателей ещё долго могло приносить плоды. Но работа этих агрегатов была связана с большим расходом топлива. Это подвигло конструкторов окончить работу над созданием новой модели авто Savanna RX-7. Её двигатель вобрал в себя все преимущества роторов. Автомобиль признался самым быстрым в мире — 105 лошадей демонстрировали скорость 200 км/ч.

Mazda Savanna RX-7

Авто Mazda Familia предоставил своему производителю повод для гордости — звание машины года (позже это звание перешло Capella). Полигон Миоши, о котором мы упоминали ранее, пополнился лабораторией для проведения испытаний аэродинамического характера. Выпуск марки микроавтобусов Bongo позволил Mazda занять достойную позицию на рынке грузовых ТС.

Покупка активов Kia Motors (8%) стала важным этапом в развитии японского лидера, который изменил своё название на Mazda Motor Corporation.

А 1987 год был примечателен пересечением 20-летнего рубежа по производству роторных моторов. В честь этого события Мазда выпустила Savanna RX-7 кабриолет. История компании Mazda активно развивается на международном уровне — производственные объекты один за другим открываются за пределом Японии и увеличивается количество зарубежных партнёров. Завод в Мичигане, центр по проведению исследований в Йокогаме, совместное сотрудничество с Америкой, на территории которой начинают работать сразу два объекта по сборке «маздовских» автомобилей. Американцы сразу же полюбили новую модель, которая сошла с конвейера американского завода, — это была Mazda MPV.

Mazda MPV

Достижения, награды и новые марки

Престижное издание Motor Trend в середине 80-х годов признал марку Savanna RX-7 автомобилем года, выбрав её из всех машин, которые импортируются на международный рынок. Это авто не только заняло первое место в Бонневиле, но и поставило новый рекорд по скорости — почти 384 км/ч. К числу революционных разработок компании Mazda относится новый способ окрашивания машин — Hi-Reflex.

На автосалоне в Чикаго (1989 год) Mazda порадовала своих поклонников родстером MX-5 Miata, который выгодно отличался от своих конкурентов более чем удачным дизайном и доступностью. А вот в Токио представлялась другая машина — Autozam Carol, которая заполонила собой японский автомобильный рынок.

Mazda MX-5 Miata

Дальше новые марки стали выпускаться интенсивнее. Каждая из них обладала своими преимуществами, находила миллионную армию пользователей и повышала рейтинг Mazda на мировой арене автопроизводителей.

  1. Eunos Cosmo удивила мир своей навигационной системой;
  2. MX5 в Новой Зеландии считался гордостью и являлся пределом мечтаний для многих автомобилистов;
  3. Sentia открыла эпоху люксовых седанов;
  4. Mazda 787B становится победителем в гонке Le Mans, которая длилась сутки. Такого результата не смог добиться ни один роторный автомобиль.
  5. HR-X с роторным механизмом и способностью прекрасно функционировать на водороде презентуется в Токио на международном престижном автосалоне;
  6. налаживается продажа Efini;
  7. выпускается седан Cronos.

Mazda 787B

На пути к совершенству

Одной из инновационных разработок стала система MDI, которая предусматривает проведение радикального обновления всех производственных этапов создания авто. Тот логотип, к которому мы все привыкли, появился в 1997 году. Также была окончена работа над особым автомобилем. Его уникальность заключалась в возможности работать на топливных ячейках, — Demio FCEV.

В 1999 году к иностранным партнёрам присоединилась компания Mitsubishi. Заключённый договор предполагал совершение поставок компактных автомобилей для развития коммерческой сферы. Следом за этим вышли в свет Tribute и Premacy.

Mazda Tribute

Решение экологических проблем

Компания с завидной активностью берётся за решение проблем экологического характера, даже разрабатывает и принимает «Глобальную экологическую хартию Mazda». Существенным вкладом в сохранение экологии планеты стал выпуск нейтрализующего катализатора. В его функциональный потенциал была заложена важная особенность — восстанавливать масло с использованием всех типов пластиковых материалов.

Именно этому японскому концерну принадлежит разработка пластикового композита, который можно подвергать неоднократной переработке. Важным шагом стало введение в эксплуатацию заводов, которые используются для сбора и переработки для вторичной эксплуатации пластмассовых бамперов.

Mazda AZ Wagon

Много сил ушло на разработку грузоподъёмных авто, для которых в качестве основного топлива можно было использовать сжатый газ. Для разработок электромобиля был взят за основу фургон E-класса. Результатом длительной и кропотливой работы инженеров стал минивэн AZ Wagon, которому свойственны высокие показатели экологичности.

Все эти старания не прошли зря. Экологический сертификат ISO 9002 из всех японских автомобильных компаний впервые был предоставлен именно Mazda.

Обгоняя технологии

Японский концерн ворвался в мир электронной коммерции и основал «e-Business Enabling Office». Даже в книге рекордов Гиннесса присутствует упоминание про Mazda, а вернее, про её творение Roadster.

Компанией было сделано очень много — всего и не перечислишь. Сейчас Mazda не выпускает представительских машин и не позиционируется на рынке люксовых машин, направляя все свои силы и возможности на развитие промышленности «легковушек» среднего и малого классов. По мнению руководства компании, эти области позволят добиться большего успеха и достичь высокого уровня. Ни один обзор спорткаров не обходится без участия Mazda. Все мы помним нашумевший RX-7, а ему на смену уже пришёл RX-8. Производственные объекты располагаются на территории 21 государства, а экспорт осуществляется в 120 стран.

Mazda RX-8

Удивительные факты

Символика бренда поддавалась изменениям 6 раз за всю историю компании. Тот символ, к которому мы привыкли, был создан в 1997 году. Стилизованная заглавная буква из названия бренда имеет сходство с птицей, которая находится в полёте. Предыдущий вариант, который просуществовал всего три года, состоял из крыла птицы, изображения солнца и круга света. Выпуск роторных силовых механизмов осуществляется только этой компанией. Автомобили Мазда неоднократно участвовали в съёмках культовых кинофильмов.

Сложно представить, что всё начиналось с обанкротившегося завода по обработке пробкового дерева.