Введение

Современный автомобиль — это своего рода набор различных новых технологий, систем и датчиков. Нет ни одного современного нового автомобиля, к которому бы не относились такие понятия, как ГУР, ESP, ЭУР или АБС. Вроде и понятно, что они из себя представляют, но до конца разобраться в том, как что устроено, понять полный принцип работы довольно непросто. Вот и система ESP среди этих аббревиатур. Что же она может из себя представлять.

Автомобиль с системой ESP

Что подразумевается под ESP

Наряду с системой ESP есть также DSC, DSTC, ESC, VDC, VSC. На первый взгляд это набор непонятных символов, которые обозначают какие-то странные вещи, но на самом деле все эти системы имеют одно начало — все они отвечают за динамическую стабилизацию авто (Electronic Stability Program). Главная задача всех этих систем — удержать автомобиль как можно ровнее на дороге и не позволить уйти в занос. На сегодняшний день на все современные автомобили устанавливается одна из модификаций ESP.

Немного истории

Вопрос о стабилизации движения любых транспортных средств вставал довольно давно. Ещё в 1959 году был зарегистрирован патент на подобное устройство, являвшееся прообразом ESP. Но только через тридцать пять лет, в 1994 году, это устройство было доработано и были проведены первые попытки его установки. А ещё через год, в 1995 году, систему курсовой устойчивости начали серийно устанавливать в купе Mercedes-Benz CL 600. Сегодня же даже на бюджетные автомобили устанавливается подобная система.

Как же работает ESP

Помощь в контроле за поперечной динамикой автомобиля — основное предназначение этого устройства. Иначе говоря, сохранение траектории, стабилизация автомашины во время резких манёвров или вынужденных резких действий на некачественном дорожном покрытии — главное призвание ESP. Если всё это подытожить, можно сделать вывод, что электронный контроль устойчивости предотвращает боковое скольжение и уход в занос.

Комплекс ESP совместно функционирует с антиблокировочной и антипробуксовочной системой, а также с блоком управления силовым агрегатом. Без совместной скоординированной работы всех вышеназванных устройств ESP будет просто бесполезен. Вся система контроля находится в непрерывной работе, когда работает двигатель, независимо от того, стоит авто, спускается с горы на нейтралке или же резко разгоняется с места. Устройство снабжено собственным блоком управления, который получает данные со всех датчиков и тут же реагирует на их сигналы, если это необходимо.

Требуемые данные поступают с G-сенсора (датчик поперечного ускорения), а также с контроллера угловой скорости. Именно этими датчиками отслеживается интенсивность скольжения. Датчики системы ABS также информируют о давлении в тормозной системе, а также в рулевой системе. ESP постоянно производит контроль скорости передвижения, оборотов двигателя, угла поворота руля. При появлении даже намёка на занос — тут же реагирует на сигналы датчиков.

Принцип работы системы ESP

При получении блоком управления ESP сигнала о начинающемся заносе тут же происходит сравнение текущего рабочего состояния авто с тем, которое должно быть в нормальном цикле движения. Для стабилизации движения авто ESP сама притормаживает некоторые колёса, дабы помочь удержать авто на дороге и избежать заноса. Торможение осуществляется за счёт системы АБС, которая начинает тут же нагнетать давление в системе тормозов. А двигатель в это же время отсылает данные на блок ESP с данными о крутящем моменте агрегата и подаче топлива.

Даже несмотря на постоянную работу всего комплекса при возникновении экстренной ситуации, система не использует какой-то определённый алгоритм, а производятся действия в зависимости от передаваемых показателей.

Если в автомобиле установлена АКПП с электроуправлением, то ESP, скорее всего, контролирует работу трансмиссии. Это характеризуется переключением на более низкие режимы работы и, если это поддерживается, на «зимний режим» езды.

Может ли ESP мешать водителям?

Бытует мнение, что ESP может только навредить опытным водителям в полной мере управлять авто, корректируя его движение. Что касается лихачей, то это точно не для них, ибо очень ограничивает их манёвры. На самом деле, настоящая компонента не даёт добавлять газа, когда это нужно сделать при выходе из заноса. На некоторых автомобилях есть кнопка принудительного выключения ESP, и опытные водители с удовольствием этим пользуются. А на отдельных авто сама система способствует нахождению в заносе до какого-то критического порога. Но всё же специалисты не рекомендуют её отключать.

Подведём итоги

Система курсовой устойчивости является большим подспорьем для начинающих неопытных водителей. С ней можно себя почувствовать немного уверенней на дороге, но сильно расслабляться также не стоит. Законы физики никто не отменял, а система, как говорится, не всесильна.