Введение

Гидроудар — что же может быть ещё хуже для любого автовладельца? Под гидроударом понимается проникновение воды в камеру детонации топлива при работающем двигателе. Большая вероятность получения подобного рода неприятностей возникает либо во время, либо после сильных ливней. В любом случае это весьма неприятная и дорогостоящая проблема, на решение которой уйдёт немало времени и нервов.

Общие сведения

Существует несколько вариантов и получения, и протекания этих неприятных процессов.

Первый возможный вариант неисправностей

Автомобиль тонет в реке
Гидроудар — это одна из самых неприятных ситуаций, которая только может произойти с автомобилистом

Во время первоначальной встречи с жидкостью двигатель глохнет. Как может показаться, ничего хорошего в этом быть не может, однако в такой ситуации двигатель не получает критических повреждений. Могут быть только деформированы один или несколько шатунов.

В подобной ситуации водитель должен прибегнуть к услугам эвакуатора, дабы доставить своего железного коня в автомастерскую. Там первым делом будет заменена шатунно-поршневая группа целиком.

Старые поршни также желательно заменить, так как при изменении формы шатуна сам поршень также может деформироваться. Помимо этого, каждый шатун может иметь свои какие-то деформации, которые в некоторых случаях можно идентифицировать только с помощью специального измерительного инструмента. Приборы эти не настолько популярны, как, например, отвёртки, поэтому стоит или обратиться к специалисту, или же произвести замену. Но использование деталей в неисправном состоянии небезопасно.

Развитие ситуации

В момент, когда поршень встречается с водой, на шатун действует огромная сила сжатия. Виной всему является инерционная сила двигающегося авто. Эта сила возникает от движущихся колёс. Колёса и трансмиссия под усилием проворачивают коленчатый вал, в результате чего преодолевается сопротивление поршня, тем самым демонтируя шатун.

Последствия гидроудара на двигателе Mazda

В тот период, когда возникает деформация, между шатуном и поршнем образуется очень большое усилие. Между шатуном и пальцем, как и между пальцем и поршнем, также образуется усилие, которое мешает поршню нормально провернуться. В результате возникновения неравномерно распределённой нагрузки одна юбка поршня сильно деформируется. Деформация самого шатуна может быть как слишком большой и визуально заметной, так и очень малой. Малую деформацию можно обнаружить с помощью прибора микрометра.

Дальнейший ход событий зависит только от степени изменения детали:

  • если она слишком большая, то шатун может упереться в стенку цилиндра и двигатель в итоге заклинит;
  • если деформация незначительная — поршень должен осесть в нижней точке на противовесе коленвала и при первой встрече с одной из щёк разрушиться.

Второй возможный вариант неисправностей

Этот вариант может быть намного коварнее и сложнее в его разрешении: двигатель не заглох и в него попало немного воды.

В такой ситуации все возможные последствия проявятся значительно позже, что может, наоборот, только усугубить состояние авто. Это может быть и обрыв шатуна, разбитие цилиндра, деформация поршня, засор камеры сгорания, пробитие блока. В каждом из случаев ремонт будет дорогостоящим.

Если авто новое и ещё «стоит» на гарантии, то не каждая компания посчитает этот случай страховым и могут возникнуть дополнительные трудности.

Развитие второй ситуации

Так как воды попало немного, то вполне нормально, что её вытолкнуло на следующем обороте и автомобиль не заглох, а поехал дальше. Но даже при небольшом количестве воды шатун сгибается. В некоторых случаях деформация проявляется глуховатым стуком. Виной всему является нарушение параллельности осей в головках шатуна снизу и сверху. Правда, стук не всегда может просигнализировать о наличии неисправности.

Незначительное уменьшение сжатия на одном цилиндре никаким образом не сказывается на работе бензинового агрегата. Поэтому автолюбитель может и не знать ничего, пока автомобиль не «встанет колом».

Подобный режим работы вызывает усталостное разрушение металла. Но для того чтобы шатун разрушился полностью, должно пройти прилично времени, порядка пяти или семи тысяч километров пробега.

Гидроудар в дизельных автомобилях

Большинство дизельных авто имеют камеру сгорания топлива значительно меньше, нежели бензиновые. Помимо этого, «дизеля» не имеют функции дросселирования воздуха. Поэтому действие гидроудара для подобных авто гораздо губительнее — моментальная поломка шатуна. Если автомобиль на дизельном топливе всё же испытал гидроудар, то двигаться дальше он уже не сможет.

Последствия гидроудара двигателя

Идентификация гидроудара

Если водитель почувствовал, что авто «хлебнуло» воды, и продолжил движение, а не остановился сразу и не проверил всё, то наличие проблемы можно определить по нескольким признакам:

  • Если воздушный фильтр бумажный — произойдёт его обязательная деформация. После просыхания он (фильтр), как правило, будет немного покоробленным. Но если фильтр синтетический — никаких следов вода не оставит и обследование нужно проводить дальше.
  • В верхней мёртвой точке поршня будет присутствовать нагар. Это возникает в результате того, что после гидроудара шатун становится короче, а поршень опускается ниже естественного положения, ввиду чего кромки нагара становятся больше.
  • Нередко во время возникновения гидроудара вода поражает пару цилиндров. Это приводит к изменению соответственных шатунов. Обычно разрушается самый первый и по этому признаку можно определить наличие проблемы.
  • В момент изгиба оси шатунов становятся непараллельными. Перекос, который определяется в нормальных условиях только точными приборами, виден визуально. На юбке поршня образовывается заметный след от контакта.
  • В точке соприкосновения цилиндра с поршнем стирается пояс от нагара, кромка становится неровной и на ней могут виднеться частичные следы от касания.
  • Из-за работы наперекос на вкладышах образуются следы износа в виде блестящих полос.
  • Степень сжатия уменьшается из-за уменьшившейся длины шатуна. Ввиду этого в цилиндр попадает значительно меньше воздуха.

Страховой ли это случай?

Согласно правилам и статьям страхования автомобильных транспортных средств неисправность двигателя, возникшая ввиду гидроудара, ставится на одну ступень с посторонними предметами, попавшими в двигатель, что не является страховым случаем. Однако встречаются и такие ситуации, когда автолюбители через суд отстаивают свои права и добиваются возмещения ущерба.

Ремонт после поломки

Вполне естественно, что ремонт силового агрегата зависит от тяжести повреждения. В одном случае, как это говорилось выше, может вызвать замену шатунно-поршневого механизма. В других случаях это может повлечь за собой капитальный ремонт двигателя с расточкой стаканов цилиндров и дальнейшей шлифовкой их. А также важно проверить головку блока цилиндров. На ней вполне могут образоваться трещины.

Как избежать серьёзной поломки

Одно из главных правил, для того чтобы избежать гидроудара, — не преодолевать больших луж на высокой скорости. При проезде лужи на большой скорости перед авто образуется столб из воды, которая затем легко может попасть в воздуховод. А если воздухозаборник установлен и вовсе низко, то даже проезд на небольшой скорости не спасёт.

Гидроудар может возникнуть и в том случае, если есть нарушение герметичности прокладки головки на блоке цилиндров. В этом случае во время стоянки в любой цилиндр может попасть вода и при запуске двигателя возникнет эффект гидроудара.

Наводнение в городе

Подведём итоги

Для любого водителя и тем более для автомобиля гидроудар является серьёзной поломкой. Стоит соблюдать банальные меры предосторожности, дабы не встретиться с этой неприятностью.