Что из себя представляет поворачиваемость автомобиля
Введение
При выборе автомобиля большинство людей пользуются интернетом, некоторые посещают салоны, авторынки и комиссионные стоянки. И почти всегда оценивается дизайн, сравнивается состояние моделей, стоимость и технические показатели авто. И в своём большинстве автолюбители имеют понятие, что такое мощность автомобиля, объём двигателя, тип трансмиссии, вид привода и прочее. Но мало кто задавался вопросом о том, что у автомобиля может быть разная поворачиваемость — недостаточная или избыточная. Эта характеристика даже не указывается в автомобильной книге или технических характеристиках. Но это прямо оказывает влияние на то, как авто ведёт себя на дороге. От поворачиваемости зависит манёвренность и устойчивость вашей лошадки.
Поворачиваемость
Попробуем определиться, что же такое, на самом деле, поворачиваемость. Автомобильные эксперты, любители или просто обыватели, которые периодически следят за новинками современного автопрома и смотрели неоднократно тест-драйвы, наверняка не раз сталкивались с таким понятием. Само понятие может показаться странным для обычного автолюбителя, ведь не каждый задумывается о том, что машина может легко развернуться или повернуть на каком-то участке дороги, а может и не совершить этот манёвр. Но понятие поворачиваемости не связано напрямую с рулевым управлением, а относится к нему лишь косвенно. Понятие поворачиваемости отражает возможность автомобиля поддаваться управлению при уменьшенном сцеплении с дорожным покрытием. Водители, которые избегают резких разгонов, торможений, крутых скоростных поворотов или чего-то подобного, наверняка не сталкивались с этим термином. Современные технологии также пытаются снизить уменьшение сцепления с дорожным покрытием за счёт разработки новой системы стабилизации для авто. Но и они не всегда могут справиться с неуправляемым заносом или защитить от неожиданных действий авто на ухабах. Ввиду этого каждый автолюбитель хотя бы теоретически должен иметь представление о том, какие могут быть последствия при изменении управляемости автомобиля.
Недостаточная поворачиваемость
Зачастую недостаточная управляемость авто возникает в момент, когда на высокой скорости водитель пытается войти в поворот. В этом случае передние колёса начинают скользить по дорожному покрытию. Такая же ситуация возникает когда происходит резкое торможение при повороте. В ситуации, когда положение руля изменить невозможно, и возникает недостаточная поворачиваемость. Чтобы контролировать положение автомобиля на трассе или грунтовой дороге, прежде всего, нужно соблюдать допустимые скоростные рамки. По статистике, большинство ДТП, в которых водитель не справляется с управлением автомобиля, возникают из-за превышения скорости. Наиболее пристальное внимание следует уделить участкам дорог с мокрым или обледеневшим покрытием. Если в какой-то из моментов водитель начал ощущать, что авто начало хуже реагировать на повороты рулевого колеса, машина стала хуже управляться — нужно тут же сбросить газ или же уменьшить силу торможения, если это происходит при попытке остановить авто. Если подобная неприятная ситуация возникает на повороте — необходимо уменьшить угол, на который повёрнуты колёса. Правда, такое решение эффективно не в каждой подобной ситуации, но когда речь идёт о безопасности — хороша любая возможность. Однако следует помнить и о том, что гашение скорости или тормозного усилия нужно выполнять не резко, дабы избежать обратного эффекта.
Поворачиваемость избыточная
Под избыточной поворачиваемостью автомобиля подразумевается ещё один вид потери управления, которая может быть либо полной, либо частичной. Может появиться в том случае, когда снижается сцепление колёс заднеприводных авто с покрытием дороги. В большинстве случаев от таких проблем страдают именно заднеприводные автомобили, на которых установлен мощный силовой агрегат. Это как в автомобильной шутке о том, что задние колёса устремились догонять передние. Вот и возникает избыточная поворачиваемость. Довольно интересным фактом является и то, что некоторые гонщики пытаются использовать искусственную поворачиваемость в своих целях, дабы продемонстрировать качественный дрифт. Сделать это довольно просто. При резком надавливании ногой на «газ» создаётся большой крутящий момент, в результате чего вращение колёс настолько быстрое, что резина не может сдержать нагрузку и возникает так называемая пробуксовка. Виной всему низкое сцепление резины с дорожным покрытием. Образующаяся энергия разворачивает авто в противоположном направлении. Проще говоря, у заднеприводных авто при вхождении в поворот и образовании избыточной поворачиваемости авто разворачивает в противоположном направлении.
Нюансы при вождении заднеприводного авто
Рынок современного автопрома предлагает в основном переднеприводные бюджетные модели с небольшим объёмом двигателя и сравнительно небольшим расходом топлива. Но и заднеприводные авто занимают весомое место на рынках. Крупные производители стараются не отходить от своих традиций и продолжают выпускать автомобили с задним приводом. Среди таких производителей есть и гиганты Jaguar Land Rover, немецкие Bayerische Motoren Werke и Daimler, которые ежегодно выпускают множество заднеприводных легковых авто. Ввиду этого любой автовладелец, пересевший на заднеприводный автомобиль, должен придерживаться определённых правил, дабы не возникали ситуации, в которых поворачиваемость может быть избыточной. Для этого нужно соблюдать несколько несложных правил:
- при покупке легкового заднеприводного авто рекомендуется пройти курсы по вождению именно заднеприводного автомобиля на базе любой автошколы;
- при проезде опасного участка дороги или резкого поворота лучше всегда соблюдать скоростные ограничения;
- если у водителя стаж вождения небольшой, то лучше произвести отключение системы стабилизации.
Советы на будущее
Естественно, что никто из водителей, пусть это профессионал с опытом в несколько десятилетий или же малоопытный юнец, не может предсказать, где и когда их будет поджидать ситуация с недостаточной или избыточной управляемостью. Но зато можно совершать определённые действия, которые помогут существенно уменьшить риск:
- Если начался занос автомобиля и колёса начали проскальзывать на дороге — нужно постараться сдерживать себя, не поддаваясь панике.
- Когда возникает ситуация с неконтролируемым движением, не нужно делать резких движений: резких торможений, сброса полностью газа или резкого выворота руля.
- Во время начала заноса положение руля лучше сохранить в том же состоянии.
- При необходимости сбросить «газ», делать это лучше всего постепенно.
- Если предстоит дальняя дорога, то необходимо обратить внимание не только на предстоящее расстояние, но и на погодные условия и состояние дорожного покрытия. В мокрую погоду возможность попасть в ситуацию с недостаточной или избыточной поворачиваемостью возрастает.
- Если же при езде проявляются признаки неконтролируемых действий, то как можно скорее нужно проверить развал-схождение и уровень износа шин.
Подведём итоги
Во избежание аварийных ситуаций, связанных в той или иной степени с одним из видов поворачиваемости авто, нужно не нарушать ПДД, стараться не использовать резкий тормоз и скоростное трогание с места, соблюдать скоростной режим и, что является одним из не менее важных факторов, следить за техническим состоянием своего транспортного средства, в частности ходовой частью. Берегите себя!