Введение

При выборе автомобиля большинство людей пользуются интернетом, некоторые посещают салоны, авторынки и комиссионные стоянки. И почти всегда оценивается дизайн, сравнивается состояние моделей, стоимость и технические показатели авто. И в своём большинстве автолюбители имеют понятие, что такое мощность автомобиля, объём двигателя, тип трансмиссии, вид привода и прочее. Но мало кто задавался вопросом о том, что у автомобиля может быть разная поворачиваемость — недостаточная или избыточная. Эта характеристика даже не указывается в автомобильной книге или технических характеристиках. Но это прямо оказывает влияние на то, как авто ведёт себя на дороге. От поворачиваемости зависит манёвренность и устойчивость вашей лошадки.

Nissan в повороте

Поворачиваемость

Попробуем определиться, что же такое, на самом деле, поворачиваемость. Автомобильные эксперты, любители или просто обыватели, которые периодически следят за новинками современного автопрома и смотрели неоднократно тест-драйвы, наверняка не раз сталкивались с таким понятием. Само понятие может показаться странным для обычного автолюбителя, ведь не каждый задумывается о том, что машина может легко развернуться или повернуть на каком-то участке дороги, а может и не совершить этот манёвр. Но понятие поворачиваемости не связано напрямую с рулевым управлением, а относится к нему лишь косвенно. Понятие поворачиваемости отражает возможность автомобиля поддаваться управлению при уменьшенном сцеплении с дорожным покрытием. Водители, которые избегают резких разгонов, торможений, крутых скоростных поворотов или чего-то подобного, наверняка не сталкивались с этим термином. Современные технологии также пытаются снизить уменьшение сцепления с дорожным покрытием за счёт разработки новой системы стабилизации для авто. Но и они не всегда могут справиться с неуправляемым заносом или защитить от неожиданных действий авто на ухабах. Ввиду этого каждый автолюбитель хотя бы теоретически должен иметь представление о том, какие могут быть последствия при изменении управляемости автомобиля.

Недостаточная поворачиваемость

Зачастую недостаточная управляемость авто возникает в момент, когда на высокой скорости водитель пытается войти в поворот. В этом случае передние колёса начинают скользить по дорожному покрытию. Такая же ситуация возникает когда происходит резкое торможение при повороте. В ситуации, когда положение руля изменить невозможно, и возникает недостаточная поворачиваемость. Чтобы контролировать положение автомобиля на трассе или грунтовой дороге, прежде всего, нужно соблюдать допустимые скоростные рамки. По статистике, большинство ДТП, в которых водитель не справляется с управлением автомобиля, возникают из-за превышения скорости. Наиболее пристальное внимание следует уделить участкам дорог с мокрым или обледеневшим покрытием. Если в какой-то из моментов водитель начал ощущать, что авто начало хуже реагировать на повороты рулевого колеса, машина стала хуже управляться — нужно тут же сбросить газ или же уменьшить силу торможения, если это происходит при попытке остановить авто. Если подобная неприятная ситуация возникает на повороте — необходимо уменьшить угол, на который повёрнуты колёса. Правда, такое решение эффективно не в каждой подобной ситуации, но когда речь идёт о безопасности — хороша любая возможность. Однако следует помнить и о том, что гашение скорости или тормозного усилия нужно выполнять не резко, дабы избежать обратного эффекта.

Спортивный автомобиль в заносе

Поворачиваемость избыточная

Под избыточной поворачиваемостью автомобиля подразумевается ещё один вид потери управления, которая может быть либо полной, либо частичной. Может появиться в том случае, когда снижается сцепление колёс заднеприводных авто с покрытием дороги. В большинстве случаев от таких проблем страдают именно заднеприводные автомобили, на которых установлен мощный силовой агрегат. Это как в автомобильной шутке о том, что задние колёса устремились догонять передние. Вот и возникает избыточная поворачиваемость. Довольно интересным фактом является и то, что некоторые гонщики пытаются использовать искусственную поворачиваемость в своих целях, дабы продемонстрировать качественный дрифт. Сделать это довольно просто. При резком надавливании ногой на «газ» создаётся большой крутящий момент, в результате чего вращение колёс настолько быстрое, что резина не может сдержать нагрузку и возникает так называемая пробуксовка. Виной всему низкое сцепление резины с дорожным покрытием. Образующаяся энергия разворачивает авто в противоположном направлении. Проще говоря, у заднеприводных авто при вхождении в поворот и образовании избыточной поворачиваемости авто разворачивает в противоположном направлении.

Недостаточная и избыточная поворачиваемость

Нюансы при вождении заднеприводного авто

Рынок современного автопрома предлагает в основном переднеприводные бюджетные модели с небольшим объёмом двигателя и сравнительно небольшим расходом топлива. Но и заднеприводные авто занимают весомое место на рынках. Крупные производители стараются не отходить от своих традиций и продолжают выпускать автомобили с задним приводом. Среди таких производителей есть и гиганты Jaguar Land Rover, немецкие Bayerische Motoren Werke и Daimler, которые ежегодно выпускают множество заднеприводных легковых авто. Ввиду этого любой автовладелец, пересевший на заднеприводный автомобиль, должен придерживаться определённых правил, дабы не возникали ситуации, в которых поворачиваемость может быть избыточной. Для этого нужно соблюдать несколько несложных правил:

  • при покупке легкового заднеприводного авто рекомендуется пройти курсы по вождению именно заднеприводного автомобиля на базе любой автошколы;
  • при проезде опасного участка дороги или резкого поворота лучше всегда соблюдать скоростные ограничения;
  • если у водителя стаж вождения небольшой, то лучше произвести отключение системы стабилизации.

    Недостаточная и избыточная поворачиваемость схема
    На рисунке показана траектория при недостаточной (слева) и избыточной (справа) поворачиваемости

Советы на будущее

Естественно, что никто из водителей, пусть это профессионал с опытом в несколько десятилетий или же малоопытный юнец, не может предсказать, где и когда их будет поджидать ситуация с недостаточной или избыточной управляемостью. Но зато можно совершать определённые действия, которые помогут существенно уменьшить риск:

  • Если начался занос автомобиля и колёса начали проскальзывать на дороге — нужно постараться сдерживать себя, не поддаваясь панике.
  • Когда возникает ситуация с неконтролируемым движением, не нужно делать резких движений: резких торможений, сброса полностью газа или резкого выворота руля.
  • Во время начала заноса положение руля лучше сохранить в том же состоянии.
  • При необходимости сбросить «газ», делать это лучше всего постепенно.
  • Если предстоит дальняя дорога, то необходимо обратить внимание не только на предстоящее расстояние, но и на погодные условия и состояние дорожного покрытия. В мокрую погоду возможность попасть в ситуацию с недостаточной или избыточной поворачиваемостью возрастает.
  • Если же при езде проявляются признаки неконтролируемых действий, то как можно скорее нужно проверить развал-схождение и уровень износа шин.

Автомобиль в заносе

Подведём итоги

Во избежание аварийных ситуаций, связанных в той или иной степени с одним из видов поворачиваемости авто, нужно не нарушать ПДД, стараться не использовать резкий тормоз и скоростное трогание с места, соблюдать скоростной режим и, что является одним из не менее важных факторов, следить за техническим состоянием своего транспортного средства, в частности ходовой частью. Берегите себя!