Как расшифровать обозначения на шинах
Практически все автомобильные шины имеют на своих боковых частях разнообразные символы и цифры, толкование которых известно далеко не всем. Большинство автомобилистов считают, что вполне достаточно знать три основных обозначения на шинах, показывающие типоразмер, марку и модель. Однако, это не так, потому что при выборе резины нужно учитывать индекс нагрузки, а также скорости. Именно эта информация наносится крупным шрифтом на все покрышки и считается наиболее важной. Что ещё требует пристального внимания при покупке дисков и шин? Не стоит забывать, так как это очень важно, что маркировка на обеих боковинах довольно часто дополняет друг друга, предоставляя различную информацию.
Конструкция автомобильных покрышек
Каждая автомобильная резина содержит несколько слоёв:
- Каркас является основным силовым элементом, содержащим прорезиненные волокна в корде, который может быть как стекловолоконным, так металлическим либо текстильным. Металлокорды применяются для грузовых покрышек, остальные — для легковых.
- Брекер расположен между протектором (прокладкой) и каркасом, защищая его от ударов и придавая покрышке жёсткость. Его производят из переплетённых слоёв металлокорда либо толстой резины.
- Протектор является наружно частью шины, обеспечивающей надёжное сцепление с дорогой и предохраняющей от повреждения каркас. Он имеет определённый рисунок, различающийся с учётом назначения резины.
- Борт содержит боковые кольца, что даёт возможность покрышке надёжно удерживаться на ободе.
- Боковая часть надёжно защищает резину от повреждений.
- Шипы противоскольжения обеспечивают безопасное передвижение по обледеневшим дорогам.
Разновидность шин
Даже новичку известно, что резина для автомобиля бывает нескольких видов.
- Бескамерная — содержащая воздухонепроницаемый слой, наложенный поверх каркаса. В сравнении с камерными, они наделены массой преимуществ:
- улучшенная балансировка;
- уменьшенная масса;
- благодаря невозможности быстрой разгерметизации обеспечивается повышенная безопасность;
- возможность ремонта с использованием специальных паст, сокращает простои в пути;
- отсутствие трения камер о покрышки, стабильность внутреннего давления, а также оптимальность температур, выдерживаемых благодаря перемещению тепла в область обода, позволяют значительно увеличить пробег.
- Камерные шины содержат ободную ленту, соответственно, камеру и, конечно, покрышку.
Вся резина, в свою очередь, разделяется на радиальные, а также диагональные конструкции, различия между которыми заключаются в направлении нитей корда. Учитывая условия эксплуатации, автомобильная резина имеет обозначения, сообщающие о сезонности применения:
- Дорожные (летние) применяемые для перемещения по шоссейным дорогам в тёплый период года. Они обеспечивают отличное сцепление с поверхностью, обладают износостойкостью, отлично приспособлены для больших скоростей.
- Зимние немного уступают летней «обувке» автомобиля своим дорожным качеством, зато позволяют ездить по заснеженному, скользкому покрытию. Для зимних шин обозначения делают в виде снежинки.
- Всесезонные — компромиссная разновидность между предыдущими видами, позволяющая круглогодично использовать транспорт, без смены комплекта шин. Однако они значительно уступают качеством сцепления в определённые сезоны. Для всесезонных покрышек имеется множество вариантов маркировки: Any Weather (AW), All Grip Traction (A.G.T.), Road + Winter (R+W), Any Season.
- Универсальные пригодны к использованию как по бездорожью, так на твёрдом покрытии. Такой вид резины более целесообразен для внедорожников.
- Повышенной проходимости — предназначены для мягких поверхностей и полного бездорожья. Использование этих покрышек для поездок на трассе приводит к преждевременному изнашиванию и созданию сильных шумов. Имеют надпись M+S, что означает грязь и слякоть.
Помимо этого, автомобильная резина различается по форме профиля:
- обычный содержит 70–82% общей ширины, к примеру, 165/70R13;
- широкопрофильные используются для полноприводного большегрузного автомобиля, прицепов с целью повышения проходимости;
- низкопрофильные содержат 50–65% ширины, их преимущественно используют для легковых машин;
- арочные — предназначены для задних осей грузовиков. Благодаря редко расположенным грунтозацепам протекторов, применение подобной резины существенно увеличивает проходимость на песках, болотах, мягких грунтах, снеговому покрытию;
- сверхнизкопрофильные имеют меньше 50% от общей ширины покрышки (255/40R18), и используются в легковых машинах.
Маркировка шин — основные параметры
На боковину автомобильных покрышек производители наносят основные характеристики выпускаемой продукции. Маркировка выполняется, как в дюймовой, так и метрической системе, реже в смешенном варианте. Рассмотрим на примере обозначения в метрической системе.
Показатель ширины (215) говорит о расстоянии между двумя боковинами покрышки, всегда обозначается в миллиметрах.
Соотношение ширины резины к высоте (60). В этом случае она равняется 60%. Если подобная маркировка не начертана, это говорит, что значение равно 82%.
Конструкция (R) отображает характеристику корда, и означает радиальный тип, с параллельно натянутыми нитями каркаса. В случае с диагональным видом, изделие маркируется буквой «D». Возможен вариант с диагонально-опоясной шиной, обозначающейся «B».
Диаметр (16) означает посадочный (монтажный) размер шины, показывает на расстояние между противоположными краями и соответствует диаметру используемого диска.
Расшифровка индекса нагрузки (97) говорит о максимальной нагрузке, допускаемой для одной шины при передвижении на максимально возможной скорости.
Индекс скорости, обозначаемый (R), отображает допустимую скорость полностью загруженного автомобиля. Однако 100% нагрузки при использовании покрышек приводят к быстрому разрушению.
Дюймовая система отображает размеры в дюймах.
Цветные метки
Различают три основных вида меток, нанесённых на поверхность автомобильных шин краской.
Цветные пятна, в диаметре не превышающие 10 мм, наносятся на внешней части покрышки. Такая маркировка может иметь различную окраску и быть довольно информативной:
- Жёлтые метки обозначают наиболее лёгкую часть покрышки. После проведения первых шиномонтажных работ, рекомендуется совмещение метки с ниппелем. Это позволит уравновесить колесо, значительно упростив балансировку.
- Красные метки, наоборот, сообщают о самом тяжёлом участке автошины.
Цифра, выполненная белой краской в геометрической фигуре на боковине, соответствует советскому «ОТК», и говорит о факте контроля качества продукции.
Разноцветные полоски, нанесённые на протекторы, или расположенные по окружности, помогают сотрудникам заводов идентифицировать различные модели изделий. Для потребителей, они не имеют никакого значения.
Расшифровка снежинки, выполненной в изображении горы, означает шины, применимые в условиях суровых зим.
Если эта статья была вам интересна и оказалась полезной, поделитесь своими соображениями, оставив нам комментарий.