Мы постоянно говорим о том, что в двигателе происходит сгорание топливно-воздушной смеси, что бензин должен быть качественным и т. п. А что насчёт воздуха? Атмосферный воздух не может быть чистым по определению. В нём есть куча ненужных примесей, пыль и мелкие твёрдые частицы, которые, если их не отлавливать, будут царапать поверхность камеры сгорания. Этот эффект многократно усиливается из-за энергии сгорания топлива, направленной на расширение внутри замкнутого пространства: эти частицы просто впечатает в стенки.

Фильтр нулевого сопротивления
Воздушный фильтр нулевого сопротивления очищает воздух и увеличивает мощность автомобиля

Так что воздух нужно очищать. Именно для этого в автомобили устанавливают воздушный фильтр. Он представляет собой систему сетчатых мембран, проходя через которые воздух очищается от посторонних примесей и его сгорание не вредит двигателю.

При чём тут сопротивление

Любое препятствие на пути воздушного потока замедляет его. Соответственно, в камеру сгорания попадает не весь объём воздуха, на который можно было бы рассчитывать без фильтра, а его часть. Топливно-воздушная смесь получается беднее, при её сгорании выделяется меньше энергии, то есть падает мощность двигателя. Вот почему замена воздушного фильтра входит в регламент ТО. Если фильтр убрать полностью, как мы уже говорили выше, снизится ресурс мотора. Так что нужно следить за его состоянием и не допускать забивания мембран.

На спортивные машины ставят воздушные фильтры нулевого сопротивления. Они не задерживают поток воздуха, но тем не менее очищают его, что даёт двигателю больший объём воздуха. Из спортивных гаражей эта деталь перекочевала в гаражи для обычного транспорта. И вот уже некоторые водители ставят себе такой фильтр, надеясь увеличить мощность.

Тут важно понимать один момент: мощность увеличится на 2–3%. Почувствовать такой прирост сродни эффекту плацебо; математически он, конечно, есть, но на практике виден только на тестовых стендах. Но при этом водители могут забыть о модификации системы выпуска. В спортивных машинах излишки энергии отводятся специально. Если вы видели языки пламени из выхлопных труб, то понимаете, о чём идёт речь. В обычных транспортных машинах такая система редкость, поэтому при установке нулевика на мотор ложится дополнительная тепловая нагрузка.

Установленный воздушный фильтр

Чистка фильтра

Кроме того, этот фильтр нуждается в регулярном обслуживании. Как только на его мембране осядет пыль или другие частицы, он тут же перестаёт быть воздушным фильтром нулевого сопротивления; далее по списку: падение мощности, увеличение расхода и т. д. Поэтому как можно чаще его необходимо обрабатывать. Если обычный воздушный фильтр меняется раз на 10–15 тысяч пробега, то нулевик, как правило, обслуживается один раз на 5 тыс. км.

Мы специально говорим об обслуживании, а не о замене. Чистка фильтра позволяет пользоваться им дальше без потери качества; конечно, его замена предполагается спустя некоторое (ограниченное) время.

Перед тем как начать чистить фильтр, нужно запастись нужными ингредиентами. Потребуется автомобильный шампунь и масляная пропитка для фильтра. Механически процесс прост, но требует от вас внимательности и аккуратности. Итак, снимите фильтр, принесите его домой. Мягкой щёткой, чтобы не повредить фильтрующую мембрану, удалите все возможные загрязнения. Это этап сухой чистки, так что не используйте пока жидкость.

Прежде чем пропитать шампунем мембрану, убедитесь, что на ней не осталось «свободной» пыли, иначе она впитается в фильтр вместе с моющим средством, снизив его характеристики.

Только после впитывания шампуня в мембрану можно приступить к промывке фильтра. Под слабой струёй тёплой воды (не пытайтесь выбить пыль напором, вы просто испортите деталь) прополоскайте фильтр, а потом дайте стечь и высохнуть. Обратите внимание, речь о естественном высыхании; фен за счёт создания воздушной струи и перепада температур разрушит мембрану. Фильтр придётся выбросить. Поэтому лучше проявить в этом вопросе немного терпения.

Последний этап. Корпус фильтра нужно обрызгать масляной пропиткой. Она продаётся во флаконах с пульверизатором, поэтому просто снимайте колпачок — и вперёд. Корпус обрабатываем до тех пор, пока он не покраснеет. Эта пропитка улучшает рабочие свойства фильтра за счёт укрепления защиты его стенок. Температурное воздействие и пыль не будут разрушать корпус прибора.

После того как прибор промыт, высушен и обработан, можно нести его обратно в гараж. Установка на место не вызовет трудностей. Теперь фильтр будет работать ещё столько же до следующей промывки. Но обратите внимание, если вы часто ездите по пыльным и грязным дорогам, устройств придётся обслуживать чаще. Иначе падение мощности будет ощутимым.

Вывод

Если вы сами видите смысл в установке воздушного фильтра нулевого сопротивления в обычный транспортный автомобиль, то дерзайте, но будьте готовы к его обслуживанию. В нём нет ничего сложного; главное, что нужно запомнить, — будьте очень аккуратны, мембрана требует бережного отношения и периодического обслуживания. Как и любая деталь гоночного автомобиля, перепрофилированная для повседневной езды, он предъявляет к владельцу определённые требования. Если вы не готовы этим заниматься, лучше не начинайте. Если же трудности вас не пугают, а копаться под капотом вы любите, то мы можем только пожелать вам удачи.