Дискуссии о преимуществах и недостатках двух тормозных систем ведутся уже очень давно и, кажется, не планируют утихать. Чтобы понять, какая из них все-таки лучше, мы решили их сравнить.

Доводы «за»

Среди неоспоримых преимуществ барабанных тормозов отмечаются их защита от грязи (поскольку все элементы скрыты), внушительный запас ресурса (за счет объемной рабочей поверхности и большой толщины рабочей части), а также простота эксплуатации.

У дисковых устройств преимуществ еще больше: они легкие и компактные, имеют способность к самоочищению, обладают хорошей охлаждаемостью, просты в диагностике и обслуживании и высокоэффективны за счет минимального зазора между колодкой и тормозным диском.

Сама их конструкция максимально проста: при помощи поршня гидроцилиндра пара плоских тормозных колодок прижимается к вращающемуся диску. Поэтому устройство не требует особого внимания вплоть до исчерпания ресурса колодок, что добавляет удобства как производителям, так и конечному потребителю.

Доводы «против»

Известно, что рабочий ресурс дисковых тормозов заканчивается уже на 40 тысячах километров. И несмотря на возможность самоочищения, они все же более подвержены внешним загрязнениям. Частицы грязи и пыли, застревающие между колодкой и диском, могут привести узел в негодность еще до исчерпания ресурса. Поэтому из-за более частой необходимости замены эта система проигрывает с экономической точки зрения.

Барабанные тормоза, в свою очередь, подвержены быстрому нагреву и долгому остыванию, особенно в жаркое время года. Это приводит к снижению эффективности торможения. Ввиду закрытости конструкции без снятия барабана не удастся оценить степень износа механизма, а изнашивается он, как правило, неравномерно. К тому же, если внутрь попала влага и потом там образовался лед, колеса может заклинить, и машина не сможет начать движение.

В целом, недостатки барабанной системы более существенны, поэтому с развитием технологий дисковые конструкции стали самым оптимальным вариантом.

Предварительный вывод

Очевидно, что надежность дисковых тормозов значительно выше. Но и барабанные системы списывать со счетов не стоит, поскольку над их совершенствованием еще ведется работа. К примеру, компания Continental установила свою разработку на задние оси новых электрокаров Volkswagen ID.3 и ID.4.

Такое решение обусловлено тем, что сама конструкция барабанных тормозов лишена остаточного тормозного сопротивления, что заметно увеличивает запас хода от одной зарядки. К тому же, в электромобилях движение осуществляется преимущественно накатом: торможение выполняется не за счет тормозов, а непосредственно двигателем.

Барабанная система в данном случае более уместна, потому что не склонна к коррозии ввиду хорошей защиты от внешних воздействий. Поэтому она заняла свое место на задней оси, а спереди осталась эффективная и цепкая дисковая.

Все эти преимущества, в том числе для электромобилей, позволяют продолжать с успехом использовать и совершенствовать обе тормозные системы. Так что в обозримом будущем и обе системы найдут свое применение еще не на одном поколении автомобилей.