История марки Бугатти неразрывно связана с быстрыми автомобилями. Основатель марки Этторе Бугатти, известный как гениальный конструктор, был ещё и знаменитым гонщиком. В наше время компания всё также занимается спортивными авто, но без притязаний на спортивные лавры. Но какой была история Бугатти?

Логотип Бугатти

С чего всё началось

Своё детство Этторе Арко Изидоро Бугатти провёл в Милане, где обучался в Академии изящных искусств по классу скульптуры. Свой первый автомобиль Бугатти сконструировал и построил в возрасте 17 лет. Тогда и началась условно история Bugatti. Первенец конструктора получил золотую медаль на миланской автовыставке. Машина была далека от совершенства, но молодой гений заинтересовал графа Гюнелли, при финансовой поддержке которого всего через два года юный Этторе создал свой следующий автомобиль. Второй автомобиль. Он принёс следующую медаль своему создателю, а также помог создать репутацию талантливого конструктора.

Победы продолжаются

Увлечение гонками, а также успех его автомобилей на выставке в Милане помогли молодому инженеру получить контракт с фирмой De Dietrich. Заполучив в своё распоряжения все производственные мощности компании, Бугатти берётся за создание своего первого «взрослого» гоночного автомобиля, который в 1903-м побеждает на гонке в Берлине. Постоянная погоня за совершенством не давала поставить на поток ни одну из моделей конструктора, и через шесть лет компания прекращает инвестиции и сосредотачивается на производстве машиностроительного оборудования.

Bugatti Type 10

Бугатти

В 1909 году была создана компания «Бугатти». Её создатель и владелец выбрал путь технического развития и облегчения конструкции своих автомобилей. Модель 13 позволяла своему владельцу разгоняться до 100 км/ч, а её платформа была настолько удачной, что её использовали для создания новых моделей вплоть до модели 59. Первая мировая война не сулила больших спортивных успехов, а сам Этторе, продав лицензию на производство своих машин компании Пежо и «закопав» три самых удачных автомобиля, уехал на родину. С окончанием войны Бугатти возвращается к своему любимому делу с ещё большим энтузиазмом. Результат не заставил себя долго ждать. Уже в 1924 году модель 35 заняла весь пьедестал европейского Гран-При и в течение 5 лет блистала, оставляя позади всех конкурентов. Эта модель прославила марку на весь гоночный мир и принесла высокую прибыль. Всего с 1924 по 1930 год было продано более 300 автомобилей.

Bugatti Type 35

Расцвет Бугатти

На тридцатые годы пришёлся пик расцвета Бугатти. Модельный ряд компании обновлялся часто и был широк, а модель 44 и вовсе была по карману многим. Оглушительные слава и успех, сопутствующие Бугатти в 1920–1930 годы, сменились чёрной полосой. Объёмы производства упали в десять раз, а на зиму 1933–1934 гг. фирма и вовсе закрылась. Заниматься навалившимися проблемами Этторе не хотел, чего не скажешь о его двадцатилетнем сыне Жане, который с детства вертелся в гоночных кругах и вдобавок ко всему был отличным инженером. Как и отец, Жан получил художественное образование. Он видел проблему компании отца в чрезмерно раздутом модельном ряде. Новый управляющий бросил все силы на создание современной платформы, с рядом революционных новшеств. Его детище, модель 57, была продумана до мелочей, каждый узел прошёл филигранную обработку и был по-своему произведением искусства. Идея Жана состояла в том, что он изначально не создавал гоночную автомашину, а был нацелен на удовлетворение спроса массового потребителя. Модель 57 была выполнена в стиле арт-деко, автомобиль был воплощением мощи, элегантности и комфорта. Соблазн опробовать машину в гонках был слишком велик. В 1936 году авто выигрывает Гран-При Франции, в следующем — Ле-Ман. В 1938 году Этторе запрещает своему сыну участвовать в гонках, однако в следующем году Жан возвращается в гонку и выигрывает с наименьшим финансированием среди остальных команд. За рулём того болида сидел Пьер Вейрон. Это была фактически последняя крупная победа Бугатти. В этом же году за рулём этого же автомобиля молодой человек разбивается насмерть, уворачиваясь от пьяного мотоциклиста. Событие стало роковым для всей компании. Этторе прекращает производство автомобилей и сосредотачивается на мотодрезинах и авиадвигателях.

Bugatti Type 57

После войны

Послевоенные годы стали тяжёлым временем для всех автопроизводителей, выпускающих суперкары класса люкс. Для Бугатти же этот период и вовсе стал катастрофическим. В 1947 году на Парижской автовыставке компания представляет модель 73. Но через несколько месяцев умирает сам Этторе Бугатти, а его семье так и не удаётся запустить новый образец в серию. В начале 50-х компания выпускает новую модель 101, но, по сути, это слегка омологированная модель 57, с её устаревшим дизайном и архаичными конструкторскими решениями. В 80-е годы компания переживает второе рождение и вступает в гонку за преодоление рубежа в 322 км/ч. Появляется новая модель EB 110. В 1992 году на автосалоне в Женеве фирма представляет четырёхдверный седан ЕВ 112, созданный на базе ЕВ 110.

Bugatti EB 110

Эпоха Volkswagen

В 1998 году марка была куплена гигантом Volkswagen, и уже в 1999 году был выпущен полностью стеклопластиковый концепт-кар ЕВ 118. В конце 1999 года в Токио концерн представляет новинку ЕВ 18/4 Veyron. Проект был полностью разработан дизайн-центром VW. В 2005 году был собран и доставлен владельцу первый автомобиль. Оказалось, что очень высокая цена и планируемая к выпуску партия в 300 автомобилей не оправдывают и 20 процентов инвестиций, вложенных в разработку. Но у VW было своё мнение на этот счёт. Настоящей моделью они хотели вернуть былое доверие к марке Бугатти, а также опробовать ряд новых технологических решений. В этой модели сплелись все мыслимые и немыслимые технологии того времени. W-образный двигатель по 6 цилиндров в три ряда оказался слишком громоздким и ему пришлось разрабатывать замену, так появился двигатель с очень интересным расположением цилиндров — 4 ряда по 4 цилиндра. Объём его составил 8 литров! Четыре турбокомпрессора, по одному на каждый ряд цилиндров, и 10 радиаторов. В связке с этим гигантским мотором работает 7-ступенчатая роботизированная коробка переключения передач. Этот суперкар может похвастаться более чем тысячью лошадиных сил и разгоном до 100 км/ч за 2,5 секунды. Изменяемая высота кузова, регулируемый угол атаки антикрыла, обратное ускорение в 1,3g — это всё лишь малая часть того, чем инженеры наделили этого монстра. Интересный факт: с максимальной скорости в 414 км/ч до полной остановки автомобиль потратит лишь 10 секунд, но за это время он ещё проедет расстояние равное пяти футбольным полям. Покрышки специально разрабатывала компания Michelin, при движении с максимальной скоростью они сотрутся за 15 минут, но можно не переживать, ведь полного бака топлива при таком темпе движения хватит лишь на 12 минут. Заявленный расход топлива в городе — 40 литров на 100 километров.

Bugatti EB 18-4 Veyron

То ли ещё будет!

Такова была история создания Бугатти. Как показала практика, со сменой владельца спортивный дух, пронизывающий марку, никуда не подевался. Напротив, переродился в новые технологии, способы и масштабы производства. В борьбе за скорость инженеры, как и 100 лет назад, готовы пойти на всё ради реализации своих самых смелых идей. Недаром за машиной стоимостью полтора миллиона долларов стоит очередь. Наверняка каждый из этих людей помнит философию отца-основателя бренда — «искусство на колёсах в лучших традициях наследия марки».