Основной метод регулировки перекрёстков и дорог в городской черте — это светофор. Его сигналы переключаются с заданной периодичностью, запрещая или разрешая проезд для транспортных средств. Светофор устанавливается на перекрёстках, в местах дорог, где для нормальной работы транспортной системы необходимо регулирование, на пешеходных переходах, железнодорожных развязках, постах ГИБДД на загородных трассах и т. п. Если вы полагаете, что сигналов всего три, то заблуждаетесь.

Сигналы светофора

Начнём с того, что светофоры бывают разных видов и назначений. Самый распространённый, сигналы которого вы видите каждый день, это обычный трёхцветный. Не менее часто вам попадаются светофоры с вынесенным блоком для обозначения разрешённого поворота. Также могут быть 2 таких блока. Пешеходный светофор состоит из двух блоков со своей индикацией. Велосипедный также использует схему с двумя особыми сигналами. Железнодорожный и транспортный, кстати, также отличаются между собой.

Видовое разнообразие

Такое количество видов, казалось бы, должно создавать немалое количество комбинаций индикации приборов регулировки для запоминания. Но на самом деле это не так. Дело в том, что индикация специально проектируется так, чтобы быть интуитивно понятной. Если знаки делать особыми, то на их запоминание и распознавание будет уходить достаточно много времени. А при движении каждая лишняя секунда может стать критичной. Запрещающий сигнал светофора должен быть мгновенно узнан, и единообразная схема индикации в этом случае работает как раз по этому принципу. Фактически водитель должен запомнить только цвет разрешающего и запрещающего сигналов, а остальное будет понятно уже по ситуации.

Цветовая индикация может быть красной, жёлтой, зелёной и белой. Остальные сигналы светофора, если в них возникает необходимость, подаются стрелкой или миганием/комбинацией этих цветов.

Давайте сначала рассмотрим обычный трёхцветный светофор. Запрещающий красный сигнал на нём расположен сверху, чтобы всегда быть заметным и читаемым. Когда горит он, движение по дороге, к которой он обращён, запрещено. Все транспортные средства должны остановиться и ждать переключения индикации. Обратите внимание, что иногда красный сигнал мигает. Это всё ещё означает запрет движения, и ничего другого! Красный иногда может быть скомбинирован с жёлтым. Это ещё не значит, что разрешается ехать, но такое сочетание означает, что действие запрещающего сигнала заканчивается и вскоре включится разрешающий.

Красный сигнал

Следующий по порядку — жёлтый. В ПДД написано, что это предупреждающая индикация прибора. Он заранее извещает водителей о смене разрешающего на запрещающий сигнал и движение в этот момент запрещается, кроме случаев, отдельно прописанных в правилах. Практически все такие случаи предписывают вам закончить манёвр, чтобы не создавать помех движению встречных потоков автомобилей. Однако это — исключительные случаи. Подчеркнём ещё раз: движение под жёлтый сигнал светофора запрещено!

Жёлтый сигнал

При этом жёлтый мигающий свет говорит уже о другом. Дело в том, что так обозначаются нерегулируемые перекрёстки. В этом случае вам разрешается ехать, но вы должны руководствоваться уже знаками и разметкой. Или жестами регулировщика, если он есть. О проезде нерегулируемых перекрёстков, кстати, на нашем сайте есть отдельная статья.

Теперь перейдём к разрешающим сигналам. Они обозначаются зелёным цветом. Самый простой вариант, когда у светофора нет выносных блоков, означает: движение разрешено. Мигание означает, что движение всё ещё разрешено, но срок действия уже истекает. Вы можете ехать, но рассчитывайте так, чтобы закончить манёвр до того, как погаснет зелёный свет.

Зелёный сигнал

Если у светофора есть выносные блоки, то они будут расположены на одном уровне с зелёным сигналом светофора. На них изображаются стрелки. Пока стрелка не горит, проезд, соответственно, запрещён. Но когда эта секция включается, независимо от запрещающей индикации на направленном к вам светофоре, вы можете ехать по указанному стрелкой направлению. Разумеется, вы должны уступить дорогу проезжающим на свой сигнал машинам! Причём двигаться вы можете только из соответствующей полосы и только в ту сторону, в которую указывает стрелка. Она, между прочим, тоже может мигать, что сигнализирует об окончании срока действия, так что будьте внимательны. Вместе с поворотом, кстати, стрелка влево разрешает и разворот через соответствующую полосу.

Другие светофоры

На дороге ещё могут встречаться другие виды приборов регулировки. Например, пешеходный переход оснащается двухсекционным, на котором изображаются пиктограммы. Здесь тоже красный сигнал запрещает, а зелёный — разрешает движение по пешеходному переходу. Мигающая индикация по значению совпадает с обычным светофором.

Светофор для пешеходов

На постах ГИБДД (и иногда на других развязках) могут встречаться светофоры другого плана. Для каждой полосы там есть одна секция, на которой стрелкой показано направление движения. Цвет запрещающей индикации здесь по-прежнему красный, а вот жёлтым обозначается смена направления. Например, жёлтая стрелка влево показывает, что вы должны перестроиться в левую полосу. Это так называемый реверсивный светофор; встречается он не так уж часто.

Реверсивные светофоры

Для трамваев и других маршрутных средств используется одноцветный светофор в виде Т-образного сочленения секций. Цвет сигнализации белый, в правилах описан как бело-лунный. Если движение разрешено, то горит нижний индикатор. А верхний в это время показывает, в какую сторону можно двигаться. Если горит серединный, то прямо. Соответственно, левая секция разрешает двигаться влево, правая — вправо. Если нижняя секция выключена, движение запрещается в любую сторону, независимо от верхних сигналов!

Нужно сказать, что светофоры в городской черте связаны в единую сеть. Её работа направлена на то, чтобы снизить нагрузку на городскую инфраструктуру, в нужный момент распределяя потоки машин. И если в час пик задержка потока будет максимальной, чтобы оптимизировать движение, то в свободное время запрещающий сигнал светофора, напротив, будет работать минимальное количество времени, а зелёный дольше. Кстати говоря, эффект «зелёной волны», о котором говорят многие автомобилисты, достигается точным следованием правилам дорожного движения, когда езда с указанной скоростью приводит к тому, что вы всё время попадаете на разрешающий сигнал.

Послесловие

Сигнализация светофоров спроектирована таким способом, чтобы снизить порог вхождения для водителей. Она интуитивно понятна, так что освоить разрешающую и запрещающую индикацию этого регулирующего прибора — не проблема для любого человека. Кроме того, благодаря стандартизации системы все виды регулирующих приборов воспринимаются как единая система с заранее известным набором правил, что сильно упрощает управление дорожным движением.