Введение

Антипробуксовочная система, которая среди знающих автомобилистов имеет более употребляемое название «система контроля тяги», позволяет владельцу увеличить свою безопасность во время движения по скользкому покрытию или на резких поворотах. Главная функция этого устройства — в любой ситуации обеспечивать автомобилю хорошее сцепление с дорожным покрытием. Принцип его работы таков, что устройство не позволит автовладельцу потерять контроль над управлением автомобиля, попавшего на влажную или скользкую дорогу. В результате не будет пробуксовки передних колёс во время разгона, при резком начале движения с места (когда машина «рвётся»), а также при быстрых вхождениях в повороты и спешных перестроениях.

Пробуксовка автомобиля

Обеспеченная антипробуксовочной системой машина стабильно «идёт» по любому дорожному покрытию, надёжно сцепляясь с ним. Стоит отметить, что в большинстве современных авто она является одним из комплектующих, представляя собой часть огромной динамической стабилизации всей машины, однако это устройство может устанавливаться практически на любое авто как отдельная самостоятельная единица.

Первичное применение

До появления электронной системы функцию антипробуксовочного агрегата выполнял механический дифференциал повышенного трения. Стоит отметить, что он обладает прекрасными качествами, эффективно функционирующими в условиях российского бездорожья. Незамысловатое устройство при необходимости выравнивало крутящий момент передних колёс. В такие неловкие ситуации машина могла попасть тогда, когда одно из колёс теряло сцепление с дорожным покрытием.

Не обошлось в этом деле без прозорливых американцев, которые стали первооткрывателями современной антипробуксовочной системы, которая имеет название MaxTrac. Это изобретение принадлежит инженерам компании Buick, благодаря которым автомобили этого концерна оснащались новинкой с 1971 года. Автоматика настраивалась таким образом, что могла отслеживать реальное положение колёс, и при возникновении проскальзывания автомобиль самостоятельно снижал обороты силового агрегата, предотвращая неприятную ситуацию.

Первая европейская антипробуксовочная система появилась в далёком 1987 году, первой машиной, которой она была оснащена, является Mercedes-Benz. Инновацию разработали и внедрили сотрудники компании Bosch. Первый прототип разработанной электронной системы имел слишком сложную структуру и необъятные размеры (в составе были гидроагрегат, нагнетающий насос и гидроаккумулятор). Установить такое громоздкое сооружение можно было лишь на те авто, которые оснащались 8-цилиндровыми силовыми агрегатами.

Новейшая электронная система ASR 5 появилась всего 20 лет назад. Главными её преимуществами стали простота монтажа, лёгкость в управлении и относительная дешевизна. Обеспечить такое удалось за счёт расположения всех гидравлических комплектующих в одном-единственном корпусе, который называется гидроагрегатом. Дополнительным элементом, обеспечивающим тормозное усилие, является возвратный насос, обладающий высокой мощностью.

Принцип работы электронной системы

Чтобы разобраться, как работает антипробуксовочная система, необходимо немного углубиться и разобраться с системой управления мотором, с которой она «сотрудничает» вплотную. Полное взаимодействие обеих систем способствует исчезновению пробуксовки ведущих колёс практически на любой скорости, которой бы не обладал автомобиль.

Её главными качествами являются:

  • независимое управление крутящим моментом, который воздействует на колёса посредством мотора;
  • управление основными тормозными механизмами, которые идут на ведущие колёса;
  • блокировка дифференциала, установленного в машине.

Принцип работы электронной системы заключается в том, что датчики угловой скорости, которые находятся на колёсах, передают сигнал электронному блоку, в котором фиксируется скорость вращения каждого колеса. В случае когда хотя бы одно начинает буксовать, система мгновенно реагирует на это, выражая своё содействие уменьшением оборотов силового агрегата. Буксирующее колесо начинает тормозить посредством специальных электромагнитных клапанов. Эти комплектующие встроены непосредственно в саму тормозную магистраль, ввиду чего они могут плавно и беспрепятственно воздействовать на все тормозные цилиндры.

Работа антипробуксовочной системы

Стоит отметить, что «умная» антипробуксовочная система использует принципиально разные механизмы для воздействия на буксирующие колёса в разных ситуациях. При скорости машины, которая не превышает 80 км/час, обнуление пробуксовки достигается аккуратным притормаживанием нескольких ведущих колёс с небольшим воздействием мотора. Когда автомобиль начинает буксовать на больших скоростях, проблема решается уменьшением крутящего момента, идущего от силового устройства.

Как показывает практика, вся электроника чаще всего комплексно устанавливается на машину, что обусловлено «сотрудничеством» антипробуксовочного устройства с датчиками и механизмами, с которыми взаимодействует антиблокировочная система тормозов и экстренного торможения.

Основные разновидности электронных систем

Каждый производитель популярнейших зарубежных автомобилей самостоятельно разрабатывает антипробуксовочные системы, которыми в дальнейшем комплектуются новые модели авто. Однако, кроме них, разработкой и внедрением современных электронных систем занимаются независимые компании. Стоит отметить, что созданные теми и другими организациями устройства схожи по принципу своего действия, но различны по названию. На сегодняшний день известны следующие антипробуксовочные системы:

  • ASR (встретить её можно на новых моделях Mercedes, Audi и Volkswagen);
  • DTC (устанавливается исключительно на машинах BMW);
  • DSA (ею комплектуются только Opel);
  • TRC (автомобили Toyota);
  • TCS (разработана концерном Honda);
  • ESP (комплектует Мерседес-Бенц как дополнительный агрегат, а на моделях 140, 129, 168 и 220 идёт серийно).

Предназначение агрегата

Любая вышеописанная антипробуксовочная система позволяет обеспечить водителю и пассажирам большую безопасность. Кроме того, авто, в котором установлено такое устройство, увеличивает жизненный цикл шин, способствует повышению ресурса двигателя и экономии топлива, а также делает машину более управляемой. Имея в распоряжении такую электронную систему, автовладелец сможет с уверенностью пройти любые повороты или двигаться по скользкому мокрому дорожному покрытию.

Стоит отметить, что при желании или необходимости систему можно временно «обезоружить». Чтобы всё сделать правильно, необходимо знать, как отключить её безопасно. В большинстве автомобилей отключённое устройство антипробуксовки позволяет сохранить защиту машины от непредвиденной блокировки колёс, которая может произойти в момент торможения. Когда в системе возникают неполадки, блок управления её полностью блокирует, за счёт чего на панели зажигаются сигнальные лампочки.

Антипробуксовочная система нашла широкое применение в мировых автогонках, гоночные болиды Формулы-1 оснащались ею с 1990 года. Электронную систему первыми представили пилоты команды Ferrari. Однако в скором времени руководство проводимого мероприятия запретило её использование. Появление запрета на использование устройства антипробуксовки объясняется тем, что во время движения на тормоза должен воздействовать исключительно пилот, не обращаясь к дополнительному оборудованию.

Работа ESP

Заключение

Если автовладелец приобрёл авто с любой современной антипробуксовочной системой, ему необходимо помнить о нескольких важных моментах её действия. Во-первых, такая система не обеспечивает полной безопасности (она имеет определённые границы возможностей, обеспечить полное воздействие на колёса во время езды по гладкому льду на предельных скоростях ей, вероятнее всего, не удастся). Во-вторых, используя такое устройство, нельзя забывать о качестве покрышек. Используя в зимний период летнюю резину, не стоит надеяться на то, что АПС при необходимости сможет исправить ситуацию. В-третьих, используя АПС, автовладелец забывает о заносах, значительной пробуксовке и неприятном скольжении. Однако, сев за руль другого транспортного средства, не снабжённого подобным устройством, водитель не сможет в критической ситуации отреагировать должным образом.