Гелевые автомобильные аккумуляторы стремительно приходят на смену обычным — кислотным. По функциям они, конечно, не отличаются, оба призваны обеспечивать электричеством автомобили. Но вот качество новинок выше в несколько раз, отсюда, соответственно, выше цена. Но она зачастую себя оправдывает. Такие устройства заполнены не жидким электролитом, а, как понятно из самого названия, — гелиевым. Это даёт им массу преимуществ:

  • работа при крайне низких температурах (производителями заявляется до −55 градусов);
  • монолитный корпус, исключающий вытекание кислоты;
  • работоспособность независимо от положения (имеется в виду, что даже в перевёрнутом состоянии батарея будет работать исправно);
  • возможность хранения при отрицательной температуре до двух лет, а установка без дополнительной зарядки;
  • общий срок службы до 12–13 лет (при бережной эксплуатации и соответствующем уходе).

Гелевый аккумулятор

Но поскольку эти виды батареи полностью закрыты, они относятся к необслуживаемому типу. Поэтому зарядка гелевых аккумуляторов считается невозможной. Так полагают, предупреждая, производители, но можно ли заряжать гелевый аккумулятор, следует рассмотреть подробнее.

Процесс зарядки

Давайте разберёмся, как заряжать гелевый аккумулятор. Для начала необходимо приобрести защитные очки для глаз: закипание и разбрызгивание кислоты нередкое явление, а последствия могут быть наихудшими. К тому же, чтобы зарядить этот прибор своими руками, понадобится ещё одна батарея. Подойдёт любая, даже кислотная. Главное, чтобы она имела рабочее состояние, а заряд её составлял не менее двенадцати вольт. Допускается зарядка старого аккумулятора обычным способом, чтобы привести его в действие и помочь зарядить гелевый. Затем следует выполнить следующие манипуляции:

  • на обычном зарядном устройстве для автомобиля выставляют силу тока десять ампер (обязательно);
  • не нужно подключать автомобильное ЗУ к гелевому аккумулятору напрямую — гель просто сплавится, превращаясь в жидкость без возможности восстановления, что испортит батарею навсегда;
  • следует взять провода прикуривания («крокодилы», как их называет народ), подключив один конец к «плюсу» на гелевой АКБ, а другой к плюсу на обычной, которая была приготовлена заранее;
  • те же действия проводятся с «минусовыми» клеммами;
  • подключается автомобильная зарядка, причём неважно, к какой батарее — гелевой или кислотной;
  • необходимо удостовериться в подаче тока от зарядки и спустя час измерить уровни заряда обоих аккумуляторов.

Проверка заряда

Основная цель — достигнуть уровня в 10 ампер и более для гелевого аккумулятора. Когда это удастся, зарядное устройство можно подключить напрямую. Но из соображений безопасности лучше оставить, как было. Метод весьма прост, он позволяет достичь желаемого результата без последствий для АКБ, рассказывая, как правильно заряжать гелевый аккумулятор.

Действия при низкой силе тока

Если при описанном способе выше сила тока не поднимается до 9 ампер или аккумулятор не берёт зарядку совсем, то следует прекратить все действия, не выполнять восстановление гелевой батареи — она пришла в негодность. Чтобы полностью в этом удостовериться, достаточно взять её в руки и хорошенько потрясти. Если содержимое болтается, как любая жидкость, то, значит, гель расплавился, превратившись в жидкий электролит. Восстановление в обратную сторону невозможно. Причины расплавления содержимого следующие:

  • устройству достаточно уже лет, оно просто неспособно на восстановление;
  • гель стал жидким от резкого поднятия температуры, если зарядное устройство подключить сразу напрямую. Металлические элементы внутри стали соприкасаться, что вызвало замыкание и полный выход из строя устройства;
  • треснул корпус, произошла разгерметизация гелевого аккумулятора. При таком повреждении также возможно соединение пластин, вызывающее замыкание;
  • гелевая АКБ заряжается не первый раз и не должным образом, поэтому гель теряет свои свойства, как электролит, намного быстрее.

Если правильно эксплуатировать и ухаживать за гелевым аккумулятором, то прослужит он очень долго, возможно, даже без подзарядки. Необходимо периодически измерять его заряд, что позволяет вычислить примерное время его выхода из строя.

Простые правила при зарядке гелевой АКБ

Зарядка гелевых автомобильных аккумуляторов осуществляется при определённых условиях:

  • гель становится жидкостью при нагреве (при подключении ЗУ напрямую);
  • если не прекратить зарядку после этого, происходит замыкание внутри, полный выход из строя аккумулятора, возможны протечки электролита или даже взрыв его;
  • чрезмерный нагрев прибора должен насторожить, следствием чего следует быстрое прекращение зарядки;
  • заряжать следует током малой мощности, постоянно контролируя заряд самой батареи.

Гелевые аккумуляторы достаточно просты в использовании и долговечны при правильном уходе. И крайне полезны там, где низкие температуры преобладают больший период времени. Холод такие батареи переносят отлично, автомобили заводятся с первого раза при любом морозе. Однако они не слишком рассчитаны для использования на жарких континентах — постоянная жара способна расплавить гель, особенно сочетаясь с одновременным нагревом двигателя. Износ в таком случае наступает быстрее. Но благодаря правильным, последовательным действиям есть шанс продлить жизнь гелевого аккумулятора, иногда даже на долгий срок.

Напишите нам, если статья оказалась для вас полезной.