Каждый раз, когда вы читаете статьи об автомобилях, претендующие на научность и скрупулёзность, ваш взгляд натыкается на термины и понятия, кажущиеся незнакомыми. Особенно этим любят козырнуть мастера тюнинга и какие-нибудь эксперты. И если вам в этих статьях всё понятно без пояснений, то это прекрасно. Но если вы думаете, что некоторые вещи всё-таки стоило бы назвать попроще, то ничего страшного, мы расскажем.

Двигатель внутреннего сгорания

Например, часто упоминают тепловой баланс двигателя. Причём, как правило, произносят этот термин так, как будто все на свете должны знать, что он означает.

О чём идёт речь

Смысл работы двигателя внутреннего сгорания, с точки зрения физики, заключается в преобразовании тепловой энергии в кинетическую. В камере сгорания двигателя тепло от микровзрыва толкает поршень; но фазы работы ДВС вы наверняка и так знаете. Применительно же к нашей теме, если рассмотреть процесс с точки зрения физики и измерений, то получится, что тепло расходуется не только на приведение поршня в движение.

Это проблема двигателей внутреннего сгорания. Вы наверняка слышали, что их КПД не так высок, как хотелось бы инженерам, и каждый отвоёванный процент вызывает у конкурентов зависть и приступы патентной аллергии. Так вот, смысл в том, что есть ещё несколько источников, которые забирают тепло сгорания. Если суммировать их с полезным теплом, которое в итоге сдвинуло поршень, то вместе их величина составит 100%. Так вот, соотношение величин этих показателей и называется тепловым балансом двигателя внутреннего сгорания. Какие же это величины?

В выхлопную систему автомобиля уходит часть тепловой энергии от сгорания. При отведении газов за счёт этого они нагреваются. Вы можете убедиться в этом: выхлопные газы подымаются вверх, они легче и горячее воздуха. Система охлаждения двигателя также отъедает свой кусок пирога. Холодный воздух или жидкость, забирающие у двигателя излишки тепла, к сожалению, не отличают бесполезное тепло от полезного. Так что система охлаждения также становится одним из параметров снижения КПД. Следующий важный пункт — потери от неполного сгорания. В идеале топливно-воздушная смесь не должна оставлять следов, тем не менее, бензин может содержать присадки и посторонние элементы, которые не поддаются сгоранию. Тогда и происходит потеря тепла, ведь открытие клапанов рассчитано на попадание в камеру определённого количества топлива и получения из него нужного количества энергии. Если же масса топливной смеси при сгорании станет меньше от наличия в ней посторонних элементов, соответственно, она даст меньше энергии. Это и считается потерями.

Последний пункт, который очень сложно измерять, и который расплывчато называется «прочие потери», включает в себя потери от трения деталей. Как мы и сказали, его сложно измерять, но можно с достаточно большой точностью рассчитать.

Теперь соединим все эти компоненты вместе. Их сумма будет равна 100%. Соответственно, несложно высчитать значение каждого из остальных параметров. Пропорция вида «30% полезной тепловой энергии, 28% на выхлоп, 15% на охлаждение, 20% на неполное сгорание и 7% прочих потерь» и называется тепловым балансом двигателя.

Распределение тепловой энергии в двигателе

Зачем это знать

Дело в том, что тепловой баланс не является статической величиной. Он принимает разные пропорции под разной нагрузкой. С течением времени износ сказывается на двигателе, в том числе снижая его эффективность; опять-таки меняется баланс. Измерения, проводимые мастерами, призваны показать эффективность работы двигателя или указать на необходимость его ремонта. Так что это действительно важный показатель. Другое дело, что в современном автомобиле есть множество других способов «выловить» неисправность, включённых в компьютерную диагностику с опросом датчиков. А замеры теплового баланса приносят гораздо больше пользы инженерам-конструкторам, проектирующим двигатель.

В заключение

Тепловой баланс двигателя, как мы выяснили, это совокупность показателей, отображающих эффективность работы двигателя. Рядовой водитель, конечно, может интересоваться этой пропорцией. Ведь она покажет, на каких оборотах и, вообще, в каких условиях эффективность двигателя растёт или падает. Возможно, мастера чип-тюнинга смогут даже изменить настройки инжектора, чтобы увеличить эффективность работы двигателя в зависимости от конкретных условий эксплуатации.