Многие из автовладельцев после продолжительного владения автомобилем зачастую встречаются с такой проблемой, как декомпрессия. Вердикт специалистов в таком случае чаще всего один – капитальный ремонт двигателя. Ничего плохого в таком ремонте нет за исключением его высокой стоимости. На практике же капитальный ремонт требуется не всегда, помочь может раскоксовка двигателя. Давайте выясним, насколько эта процедура проста, что можно отказаться от поездки в автосервис.

Двигатель автомобиля
Со временем двигатель автомобиля может подвергнуться декомпрессии

Последствия закоксовки двигателя

Эксплуатация автомобиля постоянно сопровождается вещами, которые в результате могут вызывать большое количество всевозможных неприятностей для наших «железных коней». Автомобильные пробки — банальная вещь, с которой встречается любой житель крупного города может навредить не только нервам автовладельцам, но и самому автомобилю. Если двигатель длительное время работает на низких оборотах, то повышается образование кокса на клапанах и поверхностях топливной камеры. К аналогичному результату может привести использование некачественных топлив, неверный выбор масла, непрогретый двигатель и т. п. Нагар на узлах появляется в результате неполного окисления топлива. Закоксовывание двигателя это и есть образование этого нагара.

Понять будет ли эффект от раскоксовки двигателя необходимо понять, какие последствия несёт закоксованность.

  • Возможно прогорание клапанов, вызванное оседанием нагара под клапанами. Происходит это ввиду того, что клапан и седло неплотно прилегают из-за осевшего кокса.
  • Появляются резкие перепады давления, что вызывает детонацию. Это явление просто «убивает» агрегат.
  • За счёт закоксовывания стенки цилиндров увеличиваются в толщине. При этом снижается отвод тепла и тем самым повышается термонагрузка.
  • Поршневые кольца теряют подвижность и движок начинает «кушать» масло.
  • Стенки клапанов и поршневые кольца теряют люфт, в результате происходит их «залегание» — падает компрессия, камера сгорания теряет свою герметичность, а иногда и вовсе кольца не выдерживают физическую нагрузку и ломаются.

Нагар в камере сгорания

Все выше перечисленные последствия крайне серьёзны, поэтому бездействие обойдётся либо капитальным ремонтом, либо заменой ДВС.

Сервис или самостоятельный ремонт

Понижение мощности, повышенный расход моторного топлива и масла, а также выхлоп чёрного цвета явные признаки неисправности двигателя. Чтобы вернуть автомобиль в исправное состояние, нужно просто раскоксовать двигатель, то есть удалит нагар со всех узлов. Это может убрать все вышеперечисленные проблемы и избежать капитального ремонта.

Каким образом сделать раскоксовку двигателя? Доступно два пути решения проблемы. Первый из них самый простой — ехать автосервис. Второй способ — это раскоксовка двигателя своими руками.

Выхлоп автомобиля
По цвету выхлопа можно определить необходимость очистки двигателя

В первом случае будет проведена дефектовка двигателя и намечен объем работ. Скорее всего, поршневые кольца будут повреждены. Если предпочтителен второй способ, то необходимо выбрать с методами удаления нагара. В прошлом кокс удалялся так называемым методом жёсткой раскоксовки, когда каждый цилиндр заливался специальной смесью. Сейчас же доступно множество способов, которые не требуют непосредственного вмешательства в двигатель.

Частичная раскоксовка двигателя

Другое название этого способа – мягкая раскоксовка двигателя. Суть этого заключается в добавлении к маслу специальной очищающей жидкости. Эту жидкость рекомендуется добавлять незадолго до замены масла. При этом можно проехать порядка 100–200 км, после чего масло необходимо заменить. Этот способ не позволяет полностью избавиться от кокса, так как очищающая жидкость не попадает в цилиндры. Очистке в большей степени подвергаются маслосъемные кольца. Именно поэтому способ и носит название мягкой очистки.

Достоинством метода — это низкая стоимость и простота. Метод можно применять и в профилактических целях, а не дожидаться появляется характерных проблем. Стоит отметить, что применение подобных жидкостей приводит к разжижению масла. По этой причине чрезмерно нагружать двигатель и поддерживать высокие обороты категорически запрещается. После замены масла ездить можно в любом режиме. Лучше всего работает тут показал себя состав RVS Master Motor Flush.

RVS Master Motor Flush

Полная раскоксовка двигателя

Этот способ несколько сложнее, поэтому требует определённых затрат времени и немного навыков механика. Но он позволяет полностью удалить нагар в двигателе. Для начала необходимо прогреть двигатель, что позволить создать эффект «паровой бани». После необходимо расположить автомобиль строго горизонтально, как вовремя замены масла. Последовательность действий будет следующей:

Сначала необходимо выкрутить свечи и вытащить форсунки.

Извлечённая свеча зажигания

  1. Используя отвёртку поршни необходимо расположить в среднее положение, вращая коленчатый вал. Эту процедуру необходимо выполнять ввиду того, что цилиндры по-разному изношены по высоте и требуют различного объёма средства, жидкость проникает во все зазоры и не происходит её перерасход.
  2. Далее, необходимо ввести специальное средство в цилиндры. Например, можно использовать отечественный LAVRML-202, Wins или другие аналоги. Необходимое количество средства указано в инструкции. Удобнее всего отмерять и вводить жидкость при помощи обыкновенного шприца. После необходимо вкрутить свечи и подождать некоторое время. Время ожидания может быть самым разным. Способ применения указан в инструкции к средству. Если применять специальные препараты для раскоксовки время ожидания может составить несколько недель.
  3. При раскоксовке, которая длится час или немногим более, необходимо вращать коленчатый вал на пять или десять градусов, что позволит улучшить распределение средства. Делать это необходимо периодически.
  4. Чтобы удалить жидкость из цилиндров, необходимо вращать коленчатый вал до полного удаления жидкости. При этом свечные колодцы рекомендуется накрыть тряпкой, что позволит избежать разлёту грязи.
  5. Далее, необходимо собрать все назад и запустить двигатель. Даём движку поработать в холостом режиме в течение часа.
  6. По окончании требуется заменить масляный фильтр и само масло.

Заливка средства

Полная раскоксовка двигателя ранее в прошлом использовалась постоянно ввиду низкого качества топлива и моторного сервиса. В советское время предпочтение отдавалось самостоятельному ремонту, нежели поездки в автосервисе. При этом использовалась смесь керосина и ацетоном, а не специализированные чистящие средства. Эффект от использования подобной смеси был практически таким же. Однако, применение керосина и ацетона вызывало вымывание смазки со стенок цилиндра. Именно поэтому первый пуск двигателя производится «насухо», что может вызвать износ поршневых колец и вызывать появление задиров. Современные средства созданы с учётом этого фактора. В их состав входят вещества, создающие на стенках цилиндров плёнку, которая не только исключает образование задиров, но и понижает налипание на них нагара. Применять такие средства рекомендуется в хорошо вентилируемых помещениях, потому что они содержат в себе токсичные компоненты.

Так как этот способ предполагает частичную разборку, то это может вызывать сложности для владельцев автомобилей с V-образным ДВС или оппознитником Проще всего этот способ применить к рядным четвёркам. В любом случае суть остаётся одинаковой.

Интересным фактом является то, что на старых автомобилях процедура раскоксовки может вызвать обратный эффект и снизить компрессию. Объясняется это тем, что в старом двигателе есть повышенный износ деталей. Нагар в этом случае выступает в качестве уплотнителя. Если же нагар удалить, то появится зазор, который вызовет снижение компрессии. По этой причине перед раскоксовкой старого автомобиля стоит для начала задуматься об этом.

Очищенный двигатель

Метод присадок

Из всех методов этот является самым длительным по времени. Его сущность заключается в добавлении к моторному топливу специальных средств. После это средство впрыскивается в цилиндры. Взаимодействуя с нагаром, средство вызывает полное сгорание нагара и его удаление вместе с выхлопными газами.

У этого способа есть очевидные плюсы. Главный из них это отсутствие необходимости в разборке двигателя. Притом автомобилем можно пользоваться в обычном режиме. Не стоит бояться повышенных нагрузок, а даже, напротив, с повышением нагрузки процесс раскоксовки только улучшается. Последний плюс — средство не смешивается с маслом в картере, поэтому масло менять не нужно.

Добавление присадки в топливо

Итоги

Изложенный материал должен развеять все сомнения по поводу необходимости раскосовки. Для не слишком старых и замученных автомобилей эта процедура позволит либо решить проблему с падением мощности, чёрным цветом выхлопов и декомпрессией, либо даст понять, что капитального ремонта или замены двигателя никак не избежать.

Перед тем как начать копить на капительный ремонт лучше сделать раскоксовку двигателя. Сделать это несложно и самостоятельно, благо есть способы попроще и для продвинутых автовладельцев. Вероятность избежать капительный ремонт весьма высока. При верном выполнении указанных инструкций вы сможете заметить улучшение в динамике, снижение расхода топлива и отсутствие чёрного дыма из выхлопной трубы. Своим опытом в этой процедуре можно поделиться в комментариях к этой статье.