В погоне за выгодой многие из нас уже набили синяки-шишки; но сколько ещё на свете людей, которые верят в бесплатный сыр? Часто на рынке подержанных машин попадаются совсем уж невероятные предложения, когда многомиллионный автомобиль с маленьким пробегом и возрастом отдают за треть цены или даже меньше. Бывалые водители пожмут плечами и спокойно пройдут мимо такой машины, не соблазняясь, а вот менее искушённые люди могут и наброситься. Это как лотерея. С одной стороны, возможно, сложились такие обстоятельства у продавца. С другой, слишком низкая цена намекает на проблемы с машиной.

Утопленный автомобиль

Среди возможных диагнозов есть, пожалуй, один из наиболее неприятных. Это автомобили-утопленники, побывавшие в зоне наводнения или просто в водоёме. Умельцы покупают их за бесценок, проводят некоторые манипуляции и продают, как новые машины. Если вы попадётесь на эту удочку, то можете обзавестись статьёй затрат, которая проест большую дыру в вашем бюджете. В конечном счёте может статься так, что у вас не останется ни денег, ни машины. Так что этого по возможности надо избегать.

На что смотреть

У машины-утопленника есть несколько признаков, по которым её можно отличить от других. Это не значит, что они будут бросаться в глаза, так что будьте внимательны. Мастера, которые занимаются восстановлением подобных машин, изо всех сил стараются скрыть их, принимают все возможные меры. Никто не выведет на рынок продавать машину с водорослями на руле. Явных признаков не будет в любом случае.

Последствия купания

Пробежимся по основным повреждениям от автомобильного плавания. В современном автомобиле есть места, которых вода не должна касаться совершенно. Попадание туда жидкости вызывает коррозию и последующее разрушение деталей машины. Несмотря на то что, например, внедорожники способны преодолевать реки вброд, это не значит, что их можно «купать» по самую крышу. Если же речь идёт о морской воде, то машину можно сразу выбрасывать после сколько-нибудь продолжительного пребывания машины в ней.

Дело в том, что агрессивная морская среда напрочь испортит электропроводку и «мозги» автомобиля, оставляя кристаллизованную соль на контактах. Но даже если машина-утопленник старая и ещё не относится к эре «умных» авто и проводку в ней можно заменить с вменяемыми трудовыми и финансовыми затратами (что, между нами, исчезающая редкость), то элементы кузова и салона такой машины — другой разговор. В салоне машины тканевая обивка сидений отлично впитывает воду и плохо потом с ней расстаётся, наполнитель сидений также прекрасный адсорбер. Кроме того, крепления сидений не рассчитаны на долговременный контакт с водой и поддаются коррозии. Алюминиевые части кузова машины после контакта с водой также портятся. Нужно ещё упомянуть об оптике: отражатели фар теряют свои свойства из-за разводов, оставшихся после того, как внутрь их попадёт вода, особенно грязная, речная. Но соль из морской воды также разрушит покрытие отражателей.

Меры восстановления

Чтобы устранить все вышеперечисленные последствия, мастера разбирают почти всю машину-утопленника. Сиденья вместе с креплениями снимают, просушивают несколько дней и ставят на место. Проводку перекладывают, естественно, просушив, как и электронику. Контакты чистят спиртосодержащими средствами, чтобы убрать продукты окисления и налёт. Самое сложное для них заключается в обработке двигателя машины и коробки передач. Если коробка механическая, то её достаточно разобрать и собрать заново, а вот с автоматической сложнее. Дело в том, что гидротрансформатор в такой коробке фактически не поддаётся ремонту. С другой стороны, никто не будет заморачиваться с восстановлением до состояния новой детали. Поэтому просто промывают под давлением, заливают вместо масла средство для промывки и через несколько циклов работы меняют уже на нужное масло. Надо ли говорить, что такая коробка передач проработает гораздо меньше не «купаной»? С двигателем машины по факту происходит то же самое: сначала промывка под давлением, затем несколько минут работы с чистящей смесью вместо масла, а потом уже заливка смесей по умолчанию. Фары, если есть видимые повреждения, меняют на новые. Если речь идёт только о загрязнении, то моют и сушат.

Автомобиль после затопления

Как не попасться

Вы можете подумать, что после такой замены машину-утопленника можно и купить, ведь всё заменено. Разумеется, всё не так однозначно. Если бы они восстанавливали авто из полностью лицензионных запчастей, то ещё можно было бы подумать об этом, но ведь запчасти берутся любые подходящие, с разборок и свалок. Лишь бы подешевле. Не забывайте, что все эти действия производятся только для того, чтобы продать машину, а не для того, чтобы её полностью восстановить. Поэтому нет никакой гарантии, что авто-утопленник, проехав сотню-другую километров, не встанет намертво.

Первое, на что стоит обратить внимание при личном осмотре машины, это запах в салоне. Причём не только откровенный запах болота, который не нуждается в пояснениях, но и слишком сильный запах химии. Если вам во время фокуса говорят смотреть налево, значит, от вас хотят скрыть то, что справа. Здесь тоже работает это правило; ни одна химчистка, ни одно чистящее средство, применяемое по назначению, не будет обладать таким резким запахом. Это значит, что от вас хотят скрыть в салоне машины запах сырости и плесени, характерный для автомобилей-утопленников.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это фары. Если они новые, а машина нет, есть повод задуматься. Фары обычно не умирают просто так. Здесь либо удар, либо утопление, и любой из этих пунктов должны заставить вас задуматься о целесообразности покупки этого автомобиля. Если же фары машины не новые, посмотрите на отражатели в них. Грязь или разводы? Проходим мимо.

Дальше — под капот автомобиля. Алюминиевые части двигателя авто (коллектор, например) после контакта с водой меняют цвет. Примеси в воде реагируют с поверхностью металла, так что он покрывается светлым налётом. Пусть продавец не рассказывает вам, что машина, мол, ездила по побережью, вот алюминий и покрылся налётом от сырого климата. В таких условиях коллектор двигателя машины будет беловатым частями, а не полностью.

В салоне засуньте руку под сиденье. Нижняя пружинная решётка не защищается от контакта с водой, поэтому, если восстановители пропустили этот момент, на ней останется ржавчина. Кроме того, имеет смысл снять обшивку с дверей машины и посмотреть на сливные отверстия. Если они сырые или забиты илом, то вопросы отпадут сами собой.

Наконец, самое очевидное, что можно сделать для определения авто-утопленника — это завести его и проехаться. Если на приборной панели машины горит какой-то индикатор даже после отключения соответствующего датчика, то можете не сомневаться, что это — проблема с проводкой, самое частое последствие купания авто в воде.

Выводы

Когда видите слишком выгодное предложение, не гонитесь за ним. Оцените, взвесьте все за и против; зачастую покупка авто, восстановленного вышеописанным способом, не принесёт вам ничего, кроме головной боли и постоянных трат. Вообще же, определить автомобиль-утопленник, как мы об этом рассказали, не всегда просто. Вы должны подмечать самые незначительные, на первый взгляд, детали, быть очень внимательным и дотошным. Впрочем, это относится не только к «пловцам», но и вообще к любому подержанному автомобилю.

Машина, которая попала под воду в результате наводнения или просто в случае не справившегося с управлением водителя, нередко продаётся как слегка подержанная. Многие люди, польстившиеся на низкую цену такой машины, в итоге оказываются у разбитого корыта. Поэтому обязательно осматривайте авто перед покупкой, чтобы не нарваться на автомобиль-утопленник, и основное внимание обращайте на запах в салоне, ржавчину и грязь в труднодоступных местах, налёт и разводы на алюминиевых частях машины и в фарах, а также просто сохраняйте голову на плечах.