Ни для кого не секрет, что с наступлением холодов завести свой автомобиль самостоятельно становится всё сложнее. Ещё вчера был новенький, блестел в шоу-руме салона или никогда не подводил, проверенный временем? А утром, когда ещё темно, вместо привычного звука — писк и лампочка низкого заряда аккумулятора. Даже новичок поймёт, что батарея не в порядке. И начинаешь задумываться, как зарядить АКБ самому, может есть что-то нестрашное, недорогое, что можно сделать своими руками?

Самодельное ЗУ
Есть несколько способов сделать зарядное устройство для авто

На ум приходят несколько идей — от простейших «есть старый, но мощный адаптер» до «простая схема, всего на А4 поместилась». Вот эти идеи закрепим и посмотрим.

Попроще бы

Собственно говоря, для первого варианта существуют прекрасные устройства — старые и не очень адаптеры — большие, малые, не суть важна. Главное — 12-вольтовый адаптер с напряжением, равным напряжению аккумулятора. Далее, обрезаем конец провода адаптера и оголяем 5 см, а провода с разноимёнными зарядами разделяем на 40 см соответственно. Крепим зажимы типа «крокодил» (желательно взять разные по цвету, во имя полярности). Всё, прибор готов! Но стоит расстроиться, потому что куда-то отойти больше не получится — такая схема ведёт к интенсивному нагреванию аккумулятора, надо следить — отключать, ждать, подключать обратно и т. д. Есть причина и для радости: «Сам Сделал»!

Адаптер

А поинтересней

А поинтересней есть предложение перепаять блок питания от ненужного системного блока. Зарядное устройство получится небольшим, приятным металлическим ящичком, со встроенным внутренним охлаждением и регулятором-потенциометром.

Зарядное устройство из блока питания системного блока

Мы знаем, что для заряда аккумулятора требуется ток, размером 10% от полной ёмкости батареи. Соответственно, блок питания с мощностью от 150 Вт может подойти для АКБ от 55 до 65 А*ч (обычно они более распространены). Для начала необходимо выпаять ненужные провода от источника — плюс, минус 5 и 12 В. Далее, меняем ближайший резистор, заменяя его подстроечным, со значением >27 кОм. Получится перенаправление +12 с шины на верхний вывод. Потом отключаем 16-й вывод, а 14-й и 15-й — режем на месте соединения. Затем на задней стенке бедного блока питания ставим потенциометр-регулятор с двумя шнурами — для сети и, собственно, АКБ. Следующим шагом будет изготовление блока резисторов из параллельно соединённых двух токоизмерительных резисторов 5W8R2J мощностью каждый по 5 Вт, для настройки крепим на эту же мини-плату подстроечный резистор — вот у нас появилась «выходная» мощность в 10 Вт и сопротивление в 0,1 Ома. Осталось облудить выводы 1, 14, 15, 16, подпаять провода и выставить переменным резистором напряжение (полный заряд определим напряжением хх — от 13,8 до 14,2 В). Крепим уже знакомые зажимы «крокодил», не забывая о полярности, маркируем оба разными цветами.

Схема ЗУ из блока питания компьютера
Красным отмечены элементы, которые следует выпаять

Плюсы — не будет перегрева при зарядке аккумуляторной батареи, и перезарядки тоже избежим. Не требует вмешательства человека — тоже немаловажно, меньше риска. Схема в принципе проста.

Минусы — не все умеют паять, не все поймут, что за тайные слова говорить в радиомагазине, не всем доступно заветное «Сам Сделал».

Для взрослых

Кто правильно использует все возможности автомобиля? Это касается и АКБ — пластины на них при долгом мучительном или коротком, ещё более мучительном использовании могут сульфатироваться. Для таких печальных случаев, а также для профилактической обработки исправных существует схема с использованием «асимметричного» тока, пульсирующего — «по книжке».

Для создания такого устройства методы объяснения «на коленке» уже не подойдут, они требуют приведения полных схем, подробного описания и плана действий. Также неплохо бы иметь место, время и детали. В этом случае будет предоставлена и защита от неконтролируемого разряда АКБ, и защита от случайного замыкания, амперметр и вольтметр будут лучшими друзьями, а вмешательство человека будет сведено к минимуму после окончания работ.

Схема простого зарядного устройства

Очевидно, плюсов будет гораздо больше, но с этим же возрастёт и сложность устройства, и затраты на его создание, которые могут стать большим минусом. Ведь если есть время, деньги и место, то что помешает обойти проблему использования старой батареи?

И всё же

Для запуска и профилактики аккумулятора в зимний период необходимы или деньги, чтобы просто купить переносное зарядное устройство, поставить «вкл», а потом поехать, или же полёт фантазии (а какая техника без фантазии, в первую очередь) и капелька желания.

Как мы видим, существуют разные способы помочь бедным стальным друзьям пережить нелёгкое зимнее время, и каждый сам должен выбрать — поход в магазин или гордое, всеми забытое в современном мире, но такое знакомое и умелое «Сделай Сам»?