Автовладельцы, которых перестали устраивать скоростные характеристики их транспорта, нередко прибегают к тюнингу. Это существенно дешевле, чем замена автомобиля, тем более что многие и не хотят расставаться со своим «стоковым» авто, а лишь хотят добавить ему немного лошадиных сил или просто увеличить время разгона или максимальную скорость. Выбор работ, предоставляемых современными автомастерскими, специализирующимися на доработках машин, просто огромен и ограничен разве что финансовыми возможностями заказчика. Новичкам, тем более ограниченным в средствах на такое усовершенствование, лучше начинать с двигателя своего авто.

Стрелка спидометра максимум

Виды работ по тюнингу двигателя

Несмотря на то что двигатель автомобиля — это один из наиболее сложных агрегатов, именно его усовершенствование даёт максимальную отдачу в таких показателях, как мощность и крутящий момент. Профессиональная доработка двигателя может включать в себя до 60% замены всех его подвижных частей, таких как поршни, коленчатый вал, распредвал, а также механизмы ГРМ. Помимо этого, опытные специалисты растачивают цилиндры, с целью увеличения рабочего объёма двигателя, а также устанавливают турбину или механический нагнетатель, для повышения степени сжатия. Но подобные работы с двигателями нежелательны вообще, т. к. такое изменение очень сильно сократит срок службы мотора. В связи с этим у начинающих автолюбителей возникает вопрос — что такое чип-тюнинг автомобиля? Это выражение слышали многие, но не все знают о плюсах и минусах этого процесса.

Изменение параметров работы узлов двигателя

Работа двигателя современного автомобиля управляется бортовым компьютером через блок управления. Это устройство регулирует следующие параметры двигателя:

  • количество впрыскиваемого топлива;
  • регулировку положения дроссельной заслонки;
  • опережение зажигания;
  • состав отработавших газов;
  • фазы газораспределения;
  • температуру жидкости в системе охлаждения.

Все эти параметры настроены таким образом, чтобы работающий двигатель автомобиля выдавал максимально эффективные показатели не только в области мощности либо крутящего момента, но и такие как наименьший расход топлива, оптимальная температура работы двигателя, исключающая его перегрев, а также токсичность выбросов в окружающую атмосферу. Чип-тюнинг двигателя может отрегулировать эти параметры, увеличив одни показатели и уменьшив другие. Увеличив, скажем, мощность двигателя и его крутящий момент, придётся пожертвовать такими показателями, как расход топлива и ресурс мотора. Несмотря на это, автомобилисты всё равно идут на эти меры, ведь динамика автомобиля тоже параметр немаловажный, особенно в крупных городах, где часто приходится обгонять в потоке неспешно едущий транспорт.

Перепрограммирование электронного блока управления

Электронный блок, управляющий работой двигателя автомобиля — это устройство, состоящее в основном из процессора (чипа) и памяти. Процессор нужен для управления приводами дроссельной заслонки, механизма ГРМ и управления опережением зажигания. А в памяти электронного блока содержатся программы, в которых есть определённый алгоритм управления двигателем. Следует отметить, что необходимы свои калибровки для разных этапов работы, таких как запуск мотора, его работа на холостом ходу, экономичный режим или режим максимальной мощности. Чип-тюнинг изменяет параметры калибровок, что оказывает влияние на функциональность всех агрегатов, за правильную работу которых ответственен электронный блок управления. Такое изменение работы узлов может изменить обороты двигателя во время холостого хода, скорость максимально разрешённых оборотов и другие параметры. Также для получения большей мощности можно изменить угол опережения системы зажигания, изменить время впрыска топливной смеси, а также отключить или перенастроить устройства, отвечающие за токсичность выхлопных газов.


Чип и плата

Сам процесс чип-тюнинга достаточно прост, ведь большинство блоков управления имеют унифицированный интерфейс самого блока управления и порт для подключения. Существует несколько вариантов осуществления такой процедуры, здесь всё зависит от технической оснащённости, а также опыта специалистов, которые будут производить тюнинг. Самый популярный и дешёвый вариант — это так называемая прошивка. Для этого к электронному блоку управления подключается компьютер через диагностический порт. Далее, происходит удаление старых параметров настройки и запись новых. Сам блок управления при этом извлекать не требуется. Это можно сделать на большинстве современных машин, в блоках управления которых есть память, рассчитанная на удалённое перепрограммирование. На компьютере, с которого производится прошивка, должно быть установлено специальное программное обеспечение, также компьютер должен обладать соответствующим аппаратным интерфейсом, иначе его не получится подключить к блоку управления автомобиля. Сама процедура очень проста, её может выполнить большинство автомехаников, даже не обладающих опытом и обширными познаниями в этой области.

На более старых моделях установлены электронные блоки управления, оснащённые интегрированной памятью с чипом. Для нужд тюнинга придётся извлекать настоящий блок, демонтировать память и заменять её на новую. Подобный процесс весьма сложен и требует высокой квалификации от мастера.

В случае если ни один из вариантов не подходит — производят замену самого электронного блока управления на другой.

Самый главный момент чип-тюнинга — это перезапись непосредственно программы или перенастройка калибровок. Специалисты, производящие работы по чип-тюнингу, как правило, сами не меняют эти параметры. Они считывают данные из блока управления, а затем отправляют этот электронный отчёт в специализированные центры, которые и производят необходимые расчёты и поправки. Также существуют стандартные прошивки для определённых двигателей.

Ноутбук чип-тюнинг

Что даёт изменение параметров блока управления

Для тех, кто задумал произвести чип-тюнинг двигателя, самым главным является вопрос — каково будет увеличение мощности двигателя автомобиля и имеет ли вообще смысл производить подобную операцию. К сожалению, максимальный прирост мощности при перепрограммировании электронного блока управления составит в конечном счёте не более 8%. А в большинстве случаев ограничиваются и пятью процентами. Действительно серьёзных изменений (увеличение мощности до 20%) можно добиться на моторах с турбонаддувом, особенно если такой мотор рассчитан производителем на максимально низкие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Стоит отметить, что, помимо увеличения мощностных характеристик, можно также при помощи чип-тюнинга добиться снижения расхода топлива. Конечно, при этом пострадают такие параметры, как разгонная динамика и тяга мотора. Такая процедура подходит не для всех, а лишь для тех, кто предпочитает спокойную езду без активной работы педалью акселератора. Если с подобной прошивкой блока управления пытаться лихачить — расход топлива, наоборот, только увеличится. С учётом постоянного роста цен на топливо такая прошивка может существенно снизить бюджетные растраты, ведь при спокойной езде возможна экономия топлива до 15%.

Делать подобный тюнинг или нет, решает каждый сам. Однако если у автовладельца уже существует опыт управления транспортом, в котором грамотно перенастроен электронный блок управления — то он однозначно решится вновь на эту процедуру. Помимо увеличения разгонной динамики, двигатель начинает работать более эластично, а увеличение крутящего момента делает вождение автомобиля более комфортным.

Ноутбук диагностика чип-тюнинг

Из всех вариантов тюнинга, настоящий является наиболее доступным и безопасным. А по критерию цена/эффективность — самым привлекательным, ведь тратиться на новые материалы и детали не придётся, оплатить нужно будет только работы, а также стоимость программного обеспечения.

Если специалисты грамотно сделают прошивку, то это будет заметно сразу же. Автомобиль изменится до неузнаваемости, по сравнению с серийным он станет более послушным, «приёмистым», комфортным в управлении, снизится расход топлива.

Проведение чип-тюнинга

Помимо прочего, в новых прошивках улучшают режим работы двигателя на холостом ходу, снижают температуру в системе охлаждения за счёт регулирования режимов функциональности вентилятора. Также, что немаловажно, будут устранены заводские ошибки в работе системы, которые бывают очень часто на программном обеспечении серийного автомобиля. Чтобы не уменьшить ресурс двигателя, не следует максимально увеличивать мощность, лучше использовать так называемую ресурсную прошивку, которая также произведёт выравнивание крутящего момента по диапазону оборотов, что повысит чувствительность педали акселератора.

Если эта статья оказалась для вас полезной, напишите нам.

Распродажа новых автомобилей
Скидки на новые автомобили 2017 и 2018 года выпуска.
Кредит 9,9% и рассрочка 0%
www.riaavto.ru
Подробнее

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне
Мас Моторс