Как работает датчик давления и возможности его установки на машину
Колёса вашего автомобиля постоянно соприкасаются с поверхностью, причём не всегда эта поверхность ровная и гладкая, испытывают колоссальную силу трения и нагрузки. И при этом едва ли не в первую очередь от них зависит ваша безопасность. Спущенная покрышка на припаркованной машине — это неприятно, конечно; но это гораздо, гораздо лучше, чем такая же спущенная покрышка на машине едущей, особенно едущей с большой скоростью. Разумеется, все водители знают, что перед началом движения необходимо убедиться в том, что все колёса в порядке, в идеале — ещё и манометром проверить давление. А ещё мы все знаем, что нужно проверять масло и антифриз перед каждым выездом. Вероятность, с которой вы утром, торопясь на работу, полезете проделывать все эти процедуры, как минимум не очень высока.
Когда колесо спущено полностью, это видно сразу. Но помимо явных порезов есть скрытые, когда воздух выходит из покрышки постепенно. Такие порезы нередки в городе с его захламлёнными дорогами, и вы вполне можете не заметить, что колесо немного спустило. Симптомы, как правило, списываются в таком случае не неровности дорожного полотна, а последствия становятся сюрпризом.
Как узнать о проколе вовремя
Технический прогресс не может обходить стороной такую отрасль, как автомобилестроение. Инженеры постоянно в поиске чего-то нового, всегда стараются сделать вождение ещё безопаснее и легче. Вот и в случае порезов и проколов вам придёт на помощь датчик давления в шинах. Смысл его работы в том, чтобы отслеживать изменения в показателях давления и сообщать об этом водителю тем или иным способом. Как именно он будет работать, зависит от производителя; то же самое касается и способа оповещения. Но общий принцип именно таков.
Для современных доступных машин установка датчиков давления в шинах всё ещё нетипичное явление. Но, как и многие другие инновации, со временем такие датчики станут обычным делом и будут устанавливаться на все автомобили. Их роль в обеспечении безопасности трудно переоценить. Как только покрышка получает прокол, даже самый незначительный, газ (то есть воздух) под давлением начинает расширяться, по своим свойствам пытаясь занять всё доступное пространство. Таким образом, через дырку воздух начинает утекать с силой, обеспеченной собственным давлением; прокол из-за этого будет расширяться до пределов, определённых жёсткостью материала, в нашем случае резины. Конструкция покрышки рассчитана на сохранение целостности, поэтому расширение не станет большим, оно увеличится незначительно. Соответственно, визуальный анализ покрышки не даст результатов сколько-нибудь достоверных: во-первых, резина постоянно покрыта дорожной пылью и грязью; во-вторых, из-за нагрева резины она расширяется и видимый размер отверстия на внешнем слое резины будет ещё меньше. И, в-третьих, повреждение может быть расположено так, что его нельзя увидеть без демонтажа всего колеса. Так что гораздо эффективнее измерять именно давление. Оно упадёт на осязаемое значение при малейшем проколе.
Некоторые автопроизводители идут на хитрость и отслеживают повреждения с помощью ABS вместо датчика давления в шинах. ABS реагирует на неравенство оборотов колеса с разных сторон. Логика в этом есть: выходящий воздух уменьшит высоту покрышки и количество оборотов возрастёт. Однако быть на 100% уверенным в этом нельзя.
Современные покрышки в большинстве своём имеют усиленный профиль как раз для того, чтобы падение давления не стало причиной срыва покрышки с диска или её проворота на диске; так что изменение высоты будет незначительным и такой датчик вполне может его не заметить. Притом в повороте колёса крутятся с разной скоростью, внешние проезжают большее расстояние, чем внутренние. Поэтому такая методика и является неэффективной: она допускает ложные срабатывания.
Если в автомобиле установлены датчики давления в шинах от производителя, на приборной панели будет их индикатор. Штатная система хороша тем, что производитель гарантирует её работу на именно этом автомобиле; скорее всего, её испытания проводились как раз на нём, так как технология всё ещё не стала массовой, несмотря на неоспоримую полезность. А испытания на такой же модели означают инженерные расчёты по правильности установки, проверку на ложные срабатывания и проч.
Что касается интерфейсных решений, то здесь инженеры решили не отходить от общепринятых стандартов. Если случился прокол, то начинает гореть датчик давления в шинах на приборной панели. Его пиктограмма сопровождается обычно звуковым сигналом. Предполагается, что, увидев и услышав такой сигнал, водитель остановится, проверит шины и либо произведёт замену на месте, либо на малой скорости доедет до автосервиса.
Когда нет такой опции
На рынке сегодня есть великое множество альтернатив штатным датчикам от сторонних производителей. Основной форм-фактор таких решений — колпачок на вентиль колеса. Такое решение, действительно, логично, ведь оно позволяет контролировать давление воздуха, так сказать, в самом правильном месте.
Некоторые решения предполагают цветовую индикацию. В погоне за наглядностью они заставляют датчики менять цвет в спектре от зелёного (нормальное давление) до красного (соответственно, низкое). С одной стороны, это действительно наглядно. С другой, наглядно это в основном для ваших соседей по потоку, ведь если вы не пилот болида для гонок с открытыми колёсами, то вам из-за руля колпачков на своих колёсах не видно (как правило, как и самих колёс). Так что это решение облегчит диагностику перед началом движения, не придётся лезть манометром, пачкать одежду и так далее. Но если прокол случится в движении, что, как мы говорили, значительно опаснее, то эти датчики будут практически бесполезны.
Другой вариант гораздо более прагматичный, это установка датчика давления в шинах с обратной связью. В этом случае по протоколу передачи данных малой дальности (Bluetooth, как правило) показатели давления передаются на головной блок, который может как отображать давление в реальном времени, так и просто оповещать о его изменении. Такая система, конечно, гораздо удобнее. При этом современные технологии позволяют не раздувать размер этих датчиков; слишком большие колпачки на колёсах выглядели бы нелепо. Батареи на них, как правило, хватает на год, а замена датчика давления в шинах не вызовет никаких трудностей.
Случается, что во время движения ваш головной блок начинает сигнализировать о падении давления, вы останавливаетесь проверить, но не находите ничего криминального. Это ложное срабатывание, его причины могут быть различны. Однако если ранее такого не случалось, то списать ложное срабатывание на несовершенство конструкции не выйдет. Раньше-то работало! Значит, придётся искать в датчике давления воздуха неисправность. Как правило, достаточно выкрутить его и устранить загрязнения. Возможно, грязь или мазут нарушили соединение и датчик не может справиться с тем, что через образовавшиеся микроскопические отверстия проходит воздух. В этом случае банальная очистка от видимой грязи спасёт положение и штатная работа системы восстановится.
Но что, если дело не в этом? Когда вы отбросили вероятность наличия прокола в покрышке, а ремонт датчика давления в шинах вышеописанным способом не принёс ожидаемых результатов, скорее всего, неисправность вы на месте устранить не сможете. В этом случае, если система у вас штатная, то вам прямая дорога в автосервис производителя, а если нет, то на рынок. Как правило, «колпачки» не ремонтируют, а просто меняют.
Что в итоге
Давление в шинах очень важно контролировать. Датчик автоматизирует ваши действия по контролю, но не снимает необходимости в нём. Поэтому, устанавливая датчик давления воздуха, не забывайте контролировать его показания.