Парковочные системы автомобиля
Электронные автомобильные системы созданы в помощь водителю для комфортной езды и обеспечения безопасности транспорта, в том числе парковочные комплекты приборов, облегчающие водителю процесс парковки. Парковочная система автомобиля, или парктроник, используется преимущественно в нестандартных ситуациях:
- на маленьком пространстве (на парковке, в гараже и др.),
- в тёмное время суток,
- во время сложных погодных условиях,
- при движении задним ходом.
Установка парктроника может быть заводской или же с помощью квалифицированных электриков на лицензионных СТО и автосервисах.
История возникновения автомобильных парковочных систем
Впервые о том, чтобы создать парковочные системы для автомобилей, задумались в Америке, когда число машин возросло настолько, что стало большой проблемой найти место для парковки. Была создана система парковки автомобиля, которая помогала водителю найти свободный участок пространства среди других автомобилей возле бордюра. Когда автолюбитель упирался бампером в бордюр и активировал парковочную систему, гидравлический узел автоматически опускал на асфальт колесо, приводимое цепью от полуоси. Такой манёвр давал возможность моментально запускать заднюю часть машины, приподнятую над землёй, то есть для автомобиля обеспечивалось пространство, нужное для парковки. К сожалению, такая система не получила большого распространения среди американских автовладельцев из-за дороговизны и необходимости большого багажного отделения. Таким образом, появилась новая система парковки — вертикальная телескопическая стойка, выдвигающаяся из угла заднего крыла или переднего бампера при парковочных манёврах, чтобы дать возможность водителю чувствовать размеры своей машины и правильно определить, как парковаться именно в этот момент. Пример такой стойки можно было увидеть в автомобиле 1991 года выпуска модели Mersedes-Benz Klasse.
У многих японских автомобилей с правым рулём была встроена такая парковочная система, при которой стойка была незаметна водителю, если габариты автомобиля соблюдались во время парковки. Недостатком такого режима была невозможность оценки пространства вокруг машины во время парковки. То есть приходилось в основном надеяться на интуицию. Особенно тяжело было припарковаться внедорожникам и минивэнам, ведь высокая кромка стёкол задней двери образовывала «мёртвую» зону. Срочно нужна была прогрессивная техническая помощь при парковке. Пришлось автомобильным инженерам изобрести устройство, похожее на перископ подводной лодки, которое устанавливалось на крыше задней половины автомобиля. Технически это было маленькое зеркало, которое вместе с салонным зеркалом создавало оптическую систему для обзора пространства вокруг автомобиля. Так появилось первое дешёвое и эффективное парковочное устройство, полюбившееся водителям всего мира, даже несмотря на то, что наружное зеркало быстро покрывалось пылью и грязью на пыльных дорогах в слякоть. Вскоре после «перископа» были изобретены обзорные линзы из пластика, которые наклеивались на заднее стекло машины для панорамного обзора.
При всей популярности из-за увеличения углов обзора линзы всё-таки отражали искажённое окружающее пространство. Они не позволяли правильно оценить расстояние между автомобилем и другим объектом, поэтому не было смысла устанавливать их на седанах. Монтаж производился только на хетчбэках и универсалах.
Современные парковочные системы
Современные парковочные системы — это встроенные видеокамеры в заднем бампере, передающие реальные данные и позволяющие осуществить грамотную и безопасную парковку автомобиля. Они могут быть:
- пассивные. Их действие ограничивается предоставлением информации для успешной парковки. Автомобилем управляет водитель. Пассивные парковочные системы представлены ультразвуковыми, радарными и ёмкостными парктрониками;
- активные. Парковка осуществляется парковочной системой автоматически или полуавтоматически. Представительницей активных парковочных систем является интеллектуальная многофункциональная.
Технический прогресс способствует ежегодному появлению всё новых и новых приборов для парковки транспорта. Так, благодаря инновациям появились ультразвуковые парковочные системы, радары парковки и ёмкостные парктроники. Общий смысл их работы состоит в определении расстояния между автомобилем и препятствием, о чём они мгновенно сообщают автовладельцу (звуком или визуально — от зелёного до красного сигнала индикатора расстояния).
Чтобы разобраться, как действует ёмкостный радар, надо представить себе принцип работы его антенны. Плоская ленточная антенна размещается внутри бампера. Как только к ней приближается какой-то объект, в ёмкости антенны происходят изменения, о чём сразу узнаёт водитель. Почему же такой радар не получил большого распространения? Во-первых, нет данных об окружающей обстановке в период неподвижности автомобиля. Во-вторых, для адекватной приёмки сигнала и получения достоверных данных антенна должна находиться на удалении от металлических элементов машины. И в-третьих, ёмкостный радар не определяет направление приближающегося объекта.
Ультразвуковая парковочная система состоит из сенсоров, которые встраиваются в оба бампера автомобиля. У каждого сенсора имеется пьезоэлемент приёмопередатчика, излучающий акустический сигнал и принимающий отражённый. Так происходит оценка расстояния до препятствия. Если автомобиль приблизится к препятствию — прозвучит звуковой сигнал. В ультразвуковых парктрониках первого поколения было всего два датчика. Последнее поколение парктроников содержит от 4 до 8 ультразвуковых датчиков. Автомобильные концерны BMW. Mercedes и Audi включили ультразвуковые системы парковки автомобиля в конструкцию моделей. Вот почему в Audi предустановлена AcousticParkingSystem, BMW имеет встроенную систему ParkDistanseControl, а в Mercedes-Benz решили установить фирменный Parktronik.
Инновации в автомобильной промышленности приводят к появлению всё более мощных и многофункциональных парковочных систем. Интеллектуальная система парковки последнего поколения снабжается дисплеем, с помощью которого водитель может комфортно припарковаться. Для этого ему необходимо совместить на информационном дисплее текущую траекторию пути с идеальной поворотом руля.
Автомобильные парковочные системы как путь к автоматическому управлению автомобилем
Уже появляются автомобили, которые могут ездить почти без участия водителя. Автомобильные концерны время от времени выставляют свои уникальные концепты, в конструкции которых учитываются последние инновации в автомобильной промышленности. Возможно, в недалёком будущем нам вообще не придётся крутить руль, прокладывать путь и тормозить машину — она будет делать это самостоятельно. Автомобильные парковочные системы превращают транспорт в интеллектуальное средство передвижения.