ABS — это комплекс механизмов, помогающих водителю сохранять контроль над машиной во время экстренного торможения. Система предотвращает скольжение колес по дороге, поддерживая их одинаковый крутящий момент. К сожалению, она не всегда выручает водителей, а в некоторых ситуациях может и навредить.

Теряется бдительность

Антиблокировочная система управляется программой, «зашитой» в электронный блок управления автомобиля. Предполагается, что программа берет на себя функцию безопасного торможения машины, освободив от этой задачи водителя.

И это действительно так. Однако быстро привыкая к такому комфорту, водители зачастую теряют бдительность при управлении автомобилем. Они начинают полностью полагаться на систему ABS, считая, что она все сделает сама, нужно лишь нажать на педаль тормоза.

Потеря бдительности выражается в переходе к более агрессивной манере вождения, сокращении дистанции на дороге.

Водители также начинают забывать о сложностях управления автомобилем в зимних условиях, на обледенелых и заснеженных дорогах. Состояние шин и своевременная их замена также игнорируется. А главное, многие водители теряют чувство скорости, подсознательно перекладывая ответственность на ABS.

Увеличивается тормозной путь

Увы, но программа, управляющая системой ABS, несовершенна. Следствием этого несовершенства является увеличенный тормозной путь, по сравнению с механическим торможением. Особенно длинным тормозной путь становится на неоднородных участках дороги, где одновременно присутствуют асфальт, тырса и щебень.

ABS еще хуже работает на дорогах с выбоинами, грунтовках и на рыхлых сыпучих покрытиях. Путь от начала торможения до полной остановки автомобиля увеличивается в разы.

Помочь антиблокировочная система может разве что новичкам, которые пока не научились обращаться с педалью тормоза так, чтобы не блокировались ведущие колеса. Опытные водители умеют чувствовать свою машину и при торможении не доводят дело до блокировки, при этом сокращают тормозной путь до минимума.

Плохое срабатывание на дороге с меняющимся покрытием

При езде по дорогам, где на коротком промежутке присутствуют лужи, гололед и сухое покрытие, крутящий момент ведущих колес меняется за доли секунды. В эти мгновения антиблокировочная система может срабатывать автоматически, без команды водителя. Все потому, что программа не успевает среагировать и подстроиться под особенности дороги.

Она распознает такое участки как команду тормозить.

Опасность в том, что на обледенелой дороге, где требуется максимальный контроль, срабатывающая вхолостую ABS на несколько секунд лишает машину тормозов. Автомобиль просто продолжает инерционное движение вперед. В этой ситуации остановиться он может, лишь перейдя на участок с сухим асфальтом, либо вследствие столкновения.

Отключение перед замедлением

У антиблокировочной системы есть неприятная особенность — она перестает работать, когда скорость машины снижается до 5 км/ч. В определенных случаях это является огромным недостатком и может привести к ДТП.

Один из таких примеров — когда машина движется по трамвайным рельсам.

При экстренном торможении даже на невысокой скорости автомобиль с заблокированными ведущими колесами может продолжать движение по инерции еще почти метр. При несоблюдении дистанции этого расстояния достаточно для столкновения.

Еще хуже дела могут обстоять на льду. При внезапном нажатии на педаль тормоза заблокированные колеса проделают тормозной путь в несколько метров.