Более 65 лет тому назад во Франции поступил на рынок культовый автомобиль Citroen 2CV. И по сей день он остаётся любимым автомобилем французов. Поэтому мы не смогли пройти мимо и решили поведать вам историю Citroen 2CV.

Citroen 2CV

Причины создания автомобиля

Стоит отметить, что самые популярные модели автомобилей были изобретены и реализованы с разным замыслом. Например, Генри Форд создал легендарную модель T лишь по одной причине, он мечтал о мировом господстве и искренне полагал, что автомобиль поможет добиться этой цели. Не менее знаменитый Жук, который был изобретён Фердинандом Порше, создавался по нескольким причинам. Первая из них — это идея компактного авто, доступного даже для крестьян, а вторая — приказ правительства заполонить рынок государства продуктом отечественного автопрома.

Что касается автомобиля Citroen 2CV, который именуют «Гадкий утёнок» в народе, то он был создан по корыстной причине. Компания Мишлен, которая специализируется в производстве покрышек, хотела реализовать как можно больше своей продукции. Это действительно исторический факт. Наверное, у вас сразу же возник вопрос, какое отношение имеет Citroen к корпорации Мишлен.

Автомобильная компания Citroen однажды обанкротилась и стала собственностью фирмы Мишлен, и возглавил её тогда знатный акционер, да и что касается основателя Citroen, Пьера Буланже, он тоже был задействован в производственном процессе компании Мишлен. Соответственно, нужно было выпустить авто, которое будет продаваться тысячами экземпляров для максимальных продаж покрышек.

Производство автомобилей Citroen
В результате банкротства компания Citroen стала собственностью фирмы Мишлен

Однако, есть ещё одна более лирическая версия, которую преподносили французскому народу. В истории был эпизод, когда Пьер Буланже попал в пробку, в которой стояли повозки с крестьянами. Они направлялись на ярмарку на гужевых повозках. Именно тогда Пьера посетила гениальная мысль — пересадить крестьян с лошадей на транспорт нового поколения.

Просчёт компании Citroen — причина рождения модели 2CV

Стоит отметить, что до 1935 года финансовая стратегия компании была заведомо проигрышная. Citroen делал расчёт на зажиточный слой населения, стремясь к выпуску всё более продвинутых моделей автомобилей с использованием передовых технологий. Именно это можно увидеть в 30-е годы, тогда компания создавала модель «Traction Avant». Это было очень перспективное авто в плане использования инновационных систем, но его стоимость была заоблачной для обычных крестьян. В тот момент Citroen решил не выпускать авто для массовых продаж, а делать только дорогой товар, именно по этой причине и проиграли схватку с компанией Peugeot, которая держала ориентир на массовые продажи автомобилей.

Однако, когда Ситроен обанкротился и её выкупил Мишлен, ориентиры автопроизводства сменились. Сегмент бюджетных автомобилей стал самым важным, ведь нужно продать как можно больше покрышек, в этом лежала основная идея. В то время и началась разработка автомобиля, который себе смогут позволить даже обычные крестьяне.

Именно в ту пору произошло событие, которое до сих пор выделяют в сфере маркетинга. Компания отправила своих представителей во все населённые пункты Франции, даже в сельскую местность, чтобы они провели опрос. Задача этого исследования состояла в том, чтобы определить нужен ли автомобиль крестьянам, какой именно и что они хотят от него получить. В опросе приняли участие около 10 000 крестьян, а точнее, потенциальных клиентов компании. Уникальное маркетинговое исследование того времени дало инженерам Citroen много информации о том, как должен выглядеть идеальный автомобиль для небогатого слоя населения.

Эскиз Citroen 2CV

Именно таким образом и была рождена концепция авто Citroen 2CV. Основная идея понятия автомобиля должна была заключаться в следующем: «Авто должно быть в состоянии перевозить двоих людей и, хотя бы мешок картошки при скоростном режиме до 65 километров в час. Более того, потребление топлива должно быть очень экономным, до 3 литров на сотню километров. Автомобиль должен настолько плавно двигаться, чтобы яйца для продажи, лежащие на заднем сидении не побились даже при езде по самым ужасным дорогам».

Для создания культовой модели Буланже с особым внимание отбирал инженеров, полных необычных идей, смекалки и решительности. Руководить ими он назначил знаменитого изобретателя Citroen — Aндре Лефебра. По предварительным оценкам, авто должно было стать самым продаваемым продуктом на французском рынке.

Первые прототипы

Инженеры приступили к созданию машины в 1936 году и к концу следующего года у них уже были готовые прототипы. За этот период было построено и испытано более 25–30 прототипов, а 20 из них были забракованы. Буланже собирался выпустить идеальный продукт для обеспечения цели поставленной Мишленом, поэтому безжалостно придирался даже к мелочам. Он буквально заставлял исправлять и переделывать детали, если считал, что их можно упростить или облегчить. Дело доходило до комичного, был случай, когда он заставил переделывать кузов автомобиля, потому что высота его была слишком маленькая и водителю приходилось бы снимать шляпу, прежде чем сесть в автомобиль.

Первое имя культового Ситроена кардинально отличалось от того, которое он имеет сейчас, а назывался он TPV, в переводе с французского это значит «Очень маленький (компактный) автомобиль». В 1939 году он уже был готов к серийному производству.

Прототип автомобиля Citroen 2CV

Кратко можно описать его как симбиоз простоты и практичности. Что касается оборудования, которое авто включало в себя, на общем фоне очень выделялась лишь одна фара. Также установлен был один дворник на лобовом стекле. Об электрическом стартере речь даже не шла, вместо него использовался ручной, вы можете встретить их и сегодня, например, на газонокосилках.

Внутри авто было ещё менее комфортным и привлекательным. Всё было выполнено в стиле минимализма, в прямом смысле слова. Вместо стандартных сидений, использовались их подвесные аналоги с креплениями на потолке. Они чем-то отдалённо напоминали гамак.

Но не все было так плохо, действительно, в определённых аспектах автомобиль был не так уж и плох. Например, двигатель был довольно серьёзный, объёмом 375 кубиков с водяным охлаждением. Подвеска была очень необычной, она крепилась сразу и на продольные, и на поперечные торсионы. Что касается материалов, то авто изготавливалось из алюминия, чтобы максимально снизить его вес.

Двигатель Citroen 2CV

В середине 1939 года были произведены первые 250 авто. Проходила активная пиар-компания, напечатаны брошюры, опубликованы объявления в газетах и т. д. Компания Citroen собиралась в скором времени запустить машины в серийное производство. Было даже выбрано место показа автомобиля — в сердце Парижа. Но началась Вторая мировая война и процесс замер.

Военное время

Выставка в Париже была отменена, да и потребность в новом транспорте отпала, ведь война охватила весь мир. Буквально через год Франция была захвачена нацистами. На протяжении войны компании Peugeot и Citroen отказывали в поддержке нацистским властям, в отличие от фирмы Renault. А это значит, что целых 4,5 года разработка и производство новой модели автомобилей были заморожены. Поскольку Буланже не разделял взглядов немецких фашистов, он решил уничтожить все авто, которые были недавно изготовлены. Он опасался, что они понравятся новым хозяевам. Однако несколько авто он спрятал в надёжных местах в Париже.

Звучит это всё очень патриотично и похвально! Но Буланже был предан кем-то из своих друзей и один из его автомобилей был передан немцам, которые отправили его на экспертную оценку Фердинанду Порше. Он раскритиковал это авто в пух и прах, обозвав машину ужасной пародией на настоящий автомобиль. Узнав это, Буланже спокойно вздохнул и дал задание инженерам улучшить авто, поскольку послевоенный мир требовал немного другой продукт.

Спрятанные от немцев автомобили

Первым делом было решено не использовать в производстве автомобиля сплавы, чтобы сделать его легче. Такой вывод был принят в связи с колоссальным ростом цены на алюминий. Соответственно использование лёгких сплавов делало бы авто нерентабельным. Движок на жидкостном охлаждении был тоже невыгодным для компании. Именно поэтому инженеры разработали новый двигатель с теми же характеристиками, но с охлаждением воздухом. Была изобретена механическая коробка передач на 4 ступени, а до этого везде использовались только на 3.

Подвеска также перетерпела кардинальные изменения. Теперь она представляла собой продольные рычаги, которые соединяли колёса. Она была оборудована пружинами и амортизаторами. Использование такой подвески позволило дать автомобилю максимально мягкий ход, но в это был один очень серьёзный недостаток. На поворотах наблюдался очень глубокий крен, доходило и до «перевёртышей».

Однако эта проблема начнёт беспокоить компанию и клиентов гораздо позже. В итоге немцы покидают Францию, война заканчивается и Citroen готовится к презентации доработанной модели TPV в том же автосалоне Парижа. А случилось это аж в 1948 году, на 9 лет позже первоначальной даты презентации.

Citroen 2CV 1948 года

Жизнь знаменитого автомобиля

Хотелось бы посмотреть, как на 9 лет раньше французское население встретило бы детище TPV, ведь он был оборудован одной фарой, одним дворником и ужасно неудобными креслами. А вот обновлённый и готовый к продаже автомобиль, который теперь уже называется 2CV, выглядел гораздо интереснее. Что касается его нового имени, то в переводе с французского это значит «Две лошади». Он был оборудован двумя фарами, двумя дворниками и более презентабельным салоном.

Однако после презентации на автомобиль накинулись «толпы» критиков. Каждый из них предсказывал провальную судьбу этой модели. С руки журналистов к авто прикрепилось клеймо — Гадкий утёнок. Это было очень удивительно, ведь Европа только-только пережила войну и несмотря на это, сразу же завысила свои требования до небес.

Но в Ситроен не стали падать духом и внимать словам критиков. По подсчётам аналитиков, на выставке автомобиль был представлен более чем миллионной публике. Хоть кому-то да должен был приглядеться этот «Гадкий утёнок». И они были правы, сразу же после выставки заказы стали поступать в офисы компании!

Фургон Citroen 2CV

Несмотря на то что заказы были в массовом объёме, компания не успела наладить серийное производство. Произошла заминка, поэтому продажи были открыты только в 1949 году. За 3 месяца 1949 было выпущено около девятисот экземпляров. А вот за 1950 год было собрано более 6 000 авто. На покупку 2CV строилась очередь, компания просто не успевала спускать автомобили с конвейера, как их тут же раскупали.

Как и знаменитый Жук, эта модель Citroen была очень востребована в своё время. Главными преимуществами автомобиля считались его доступной, невысокая стоимость, неприхотливость в уходе и обслуживании и простота. Он был воплощением мечты крестьян.

Компания Citroen не спешила снимать с конвейера модель 2CV, ведь он был очень популярен и продажи росли на протяжении всех 42 лет выпуска. За все эти годы авто приобретало новый вид, оборудовалось новыми системами. Например, самой революционной из них применение дисковых тормозов. А объём движка за 40 лет вырос до 29 лошадиных сил. Автомобиль изначально выпускался только в одном цвете, но ближе к концу палитра значительно выросла. Задумка Буланже и реализация Лефебра были невероятно актуальными и востребованными.

Сitroen 2CV Sahara
Сitroen 2CV Sahara — полноприводный автомобиль с двумя двигателями

Стоит отметить, что было выпущено множество модификаций автомобиля. Среди них можно встретить даже полноприводный экземпляр! Правда, реализован он был по самому простому способу. В автомобиле использовалось два силовых агрегата! Первый вращал передние колёса, а второй — задние. Сейчас даже трудно представить себе такую модель. Более того, запускались эти двигатели по отдельности и для каждого был свой ключ. Но такая модель не прижилась, да и расход у нёе был в два раза больше, чем у обычного 2CV.

Вывод

Подведём итог, автомобиль за всю свою историю претерпел множество изменений, поэтому вы можете встретить несколько концептуально разных модификаций. Но тем не менее, на протяжении 42 лет автомобиль был очень популярным и востребованным среди крестьян. Компания Мишлен оправдала свои вложения в Citroen и получила огромную прибыль.