Марка «Москвич» у большинства горожан восторга не вызывала из-за слабой динамики, неудобного салона и большого расхода топлива. Жители села ценили его тяговитый двигатель, простоту и ремонтопригодность. Продукцию Автозавода им. Ленинского Комсомола все выбирали в последнюю очередь. Так было до тех пор, пока не появился «Москвич» АЗЛК-2141.

Кузов и салон как у «француза»

В начале 70-х годов ведущие европейские производители признали перспективной компоновку автомобиля с приводом на передние колеса. Аналогичные работы велись в СССР. Появились образцы переднеприводных ЗАЗ-1102 «Таврия» (1976 г.), АЗЛК-2141 «Москвич» (1977 г.) и ВАЗ-2108 «Спутник» (1979 г.).

Если инженеры из Тольятти и Запорожья концепты создали лишь с оглядкой на зарубежные аналоги, то на АЗЛК за основу взяли французский Simca-1307, удостоившийся в 1976 году титула «Европейский автомобиль года». Правда, не по своей инициативе.

Заняться нелицензионным копированием «француза», как и отказаться от заднего привода, настойчиво порекомендовали чиновники из Минавтопрома СССР.

Но без технической документации и при отсутствии опыта создания переднеприводных автомобилей это сделать было невозможно. Конструкторы внешний вид, размеры кузова и салона позаимствовали у Simca, а вот агрегатную часть, узлы подвески и трансмиссии разработали самостоятельно.

Компоновка как у «немца»

На этом проблемы не закончились. Отдельно для переднеприводной компоновки автомобиля, как это делалось во всем мире, двигатель на АЗЛК не разрабатывали. Нужно было успеть в сроки, которые поставили чиновники от Минавтопрома.

К тому же ранее конструкторы работали над проектами заднеприводных концептов. У них ни опыта, ни наработок не было.

Решено было на первых порах – до разработки двигателя именно для АЗЛК-2141 — устанавливать на автомобиль двигатели УЗАМ. Они использовались на АЗЛК-2140 и ИЖ-412.

Моторы были высокими. Если их расположить в подкапотном пространстве поперечно, как у Simca, то пришлось бы значительно увеличить высоту передней части, что повлекло бы за собой общее изменение внешнего вида.

Инженеры решили устанавливать двигатель продольно, аналогично расположению агрегатов немецкого Audi 100 С2, с которым новый 41-й был схож даже внешне. Для уменьшения габаритной высоты двигателя пришлось также модифицировать систему впуска и отдельно разработать коробку переключения передач, что позволило оставить носовую часть без изменений.

Конструкторы отказались от торсионной задней подвески, типичной для «французов». Вместо нее была установлена зависимая балка, традиционная для немецкого автопрома.

Двигатель как у предшественников

Несмотря на достаточно долгую жизнь на конвейере (1986-2002 гг.), собственного двигателя АЗЛК-2141 так и не получил. На 41-й «Москвич» устанавливалась широкая гама силовых агрегатов, зарекомендовавших себя на других моделях:

  • УЗАМ-331, 1,5-литровый двигатель Уфимского моторного завода, ранее применявшийся во всей линейке заднеприводных автомобилей «Москвич» и «ИЖ»;
  • УЗАМ-3317 (объем 1,7 л.) представляет собой незначительно доработанный УЗАМ-331, устанавливался только на М-2141 и М-2335 (пикап);
  • ВАЗ-2106 (объем 1,5 л.) по характеристикам аналогичен УЗАМ-331;
  • Renault F3R (объем 2 л., мощность 114 л/с), устанавливался выборочно с 1997 года.