«Нива» — самый успешный проект АвтоВАЗа за всю историю завода.

Машина расходилась практически по всему миру огромными тиражами. Ее любили и уважали в Европе, Северной Америке и Азии. Однако мало кому известно, что для успеха и популярности советским инженерам приходилось ее многократно дорабатывать и доукомплектовывать.

ВАЗ-21212

Чтобы адаптировать серийную «Ниву» к требованиям английского рынка, специалистам пришлось сконструировать правосторонний вариант руля. Машина комплектовалась двигателем 1,5 л мощностью 87 л. с.

По замечаниям английских экспертов, доступ в багажный отсек был неудобным, его требовалось увеличить по высоте.

Для этого конструкторы изменили расположение задней оптики, что позволило увеличить дверной проем.

Такое конструкторское решение было настолько удачным, что машина обрела массовый интерес не только в Великобритании, но и в Австралии, Новой Зеландии и даже на Ямайке. В таком виде авто выпускается по сей день.

ВАЗ-21211

Одна из экспортных версий «Нивы», которая поставлялась в государства Балканского полуострова и страны Бенилюкса.

Из-за высоких местных налогов автомобиль комплектовался мотором 1,3 л и имел пониженную мощность 69 лошадей.

Однако это негативно сказалось на возможностях агрегата в условиях бездорожья. Динамика разгона также оставляла желать лучшего. Поэтому автомобиль не нашел в этих странах массового покупателя.

«Нивы» для Германии

В зависимости от комплектаций и модификаций кузова авто для Германии имело несколько версий: Niva 5000С California, Niva Limited Edition и Lada Taiga.

Первая отличалась двухцветным кузовом и дополнительной противогрязевой защитой арок и днища. Модель комплектовалась дополнительным оборудованием, а запасное колесо было вынесено на крышку капота.

Машина включала следующие доработки: накладки на колесные арки, расширенные колеса, усиленная антикоррозийная защита.

Niva 4×4 Ute

Специально для канадских фермеров на свет появилась «Нива» в кузове пикап.

Это двухместный внедорожник с постоянным полным приводом и тяговитым мотором от «шестерки» объемом 1,6 л мощностью 87 л. с. Для канадских сельских жителей это был идеальный бюджетный автомобиль с превосходной проходимостью и удобным открытым грузовым отсеком.

ВАЗ-21 «Бора»

Легкий двухместный внедорожник «Бора» разработчики собирались экспортировать в Южную Америку для продажи местным дилерам.

Но авто больше пришлось по вкусу арабам. В ОАЭ было отгружено несколько тысяч этих автомобилей.

«Нива Бора» обладала превосходной проходимостью в пустынях. Этого удалось достичь путем снижения собственного веса — для несущей рамы использовали алюминий вместо стали.

Все кузовные детали были выполнены из пластика.

Niva iKRA

Модель выпускалась в 1990-х и предназначалась для испанских и южноамериканских покупателей. Машина имела комфортабельный салон и мощный пластиковый обвес по всему низу кузова.

С учетом жаркого климата этих стран система охлаждения мотора была доработана. На капоте появились аэродинамические сопла для дополнительного охлаждения агрегата.

Производство автомобилей и запчастей к ним было локализовано в Чили и Эквадоре.

Niva Auviga

В попытках освоить рынок Прибалтики в Латвии в 1989 году на базе классической «Нивы» был разработан автокемпинг.

Машина получила третью колесную пару, а к шасси при помощи болтов крепилась съемная будка из легкого материала. Но начало производства совпало с развалом СССР, поэтому в продаже успели появиться лишь два экземпляра этой модификации «Нивы».