Собственный автомобиль в СССР из предмета роскоши со временем превращался в источник головной боли для владельца. И дело не только в дефиците запасных частей. Вопреки стереотипу, некоторые автотовары стоили отнюдь не копейки, да и качество хромало. Наглядный тому пример — ситуация с автомобильными шинами.

Шина — дефицитный товар

Не могло быть иначе в условиях плановой экономики. В СССР функционировали 20 шинных заводов, но статистические показатели не успевали за потребностями народного хозяйства.

Тяжелой была ситуация в государственных автохозяйствах — запчасти по распределению ждали месяцами, но частнику было хуже всего.

В автомагазинах шины в свободной продаже отсутствовали. При поступлении скудных партий такой товар распределялся в первую очередь между «своими», затем для льготников, а редким счастливчикам по предварительной записи или договоренности (не безвозмездной) удавалось купить остатки.

Как следствие, процветал «черный рынок», где шины, как бывшие в употреблении, так и новые, продавались за двойную цену. Туда товар шел несколькими путями:

  • наибольшие объемы поступали из тех же магазинов и товарных баз через хищения (реже) либо распределение для «своих» (чаще);
  • шины б/у — с автотранспортных предприятий, где имелась легковая техника. Пробег автомобиля искусственно накручивали, после чего покрышки списывали и реализовывали;
  • непосредственное хищение с шинных заводов. Этот источник не был основным — попавшемуся приговор выносился крайне суровый.

Недешевое «удовольствие»

Покупка шин (даже по государственным ценам) серьезно ударяла по бюджету советской семьи.

В конце 70-х годов ХХ века средняя заработная плата у основной массы трудящихся, занятых в народном хозяйстве СССР, составляла 110–120 рублей.

Покрышка для условно бюджетного «Запорожца» в рознице стоила около 30 рублей (комплект — 120 руб.). С переплатой стоимость возрастала до 45–50 рублей, а это уже 200 руб. за комплект.

На шину для «Жигулей» и «Москвича» государством была установлена цена в размере 55 руб. 50 коп. — здесь и переплата существеннее, а комплект влетит в копеечку.

Переобуть «Волгу» под силу было только обеспеченному автовладельцу. За шину для ГАЗ-21 в магазине просили 83 руб. 50 коп., а за резину для престижной 24-й «Волги» пришлось бы выложить почти 109 руб. за штуку.

Но выход находили.

Во-первых: так называемые «наварки». Это когда на изношенную шину в заводских условиях наваривали новый протектор.

Во-вторых: шины покупали не комплектом, как сейчас, а поштучно или попарно и переобували сначала задние (ведущие) колеса, а затем — передние.

Ну и, конечно, старались беречь — резко с места не трогались, избегали пробуксовок, ездили аккуратно.

Качество советских шин

Показатель противоречивый. В розницу иногда поступал для реализации откровенный брак, но, с другой стороны, существуют свидетельства очевидцев о высоких эксплуатационных показателях покрышек из СССР даже в условиях плохих дорог.

Да и времени они не подвластны при условии правильного хранения.

Тогда шины не подразделялись на «летние» и «зимние», ездили на всесезонной резине, которая благодаря глубокому протектору и диагональному рисунку сносно держала дорогу зимой. А вот на льду скользила, и приходилось дополнительно закреплять на колесах цепи.

Но здесь нужно учесть, что скорость автомобилей была тогда меньше, а водителей обучали по системе ДОСААФ, где уделялось должное внимание подготовке к экстремальным ситуациям на дороге, а прежде всего — их недопущению.