История создания ВАЗ-2110
Тогда как все линейки продукции АвтоВАЗа имеют свои названия — «Жигули», «Самара», «Калина», «Нива» и так далее, «десятка» оказалась единственной серией, которая не получила оригинального наименования. Так или иначе, модель занимает седьмую часть автомобильного рынка России с учётом иностранных машин. Разумеется, кузов в единственном факторе седан не может многого противопоставить иномаркам класса универсал, хэтчбек, кроссовер и остальным, но в своей ценовой нише ВАЗ-2110 объективно является наиболее привлекательным и выгодным автомобилем.
История разработки и реализации
Ещё перед выпуском хэтчбека «восьмёрки» АвтоВАЗ поняли, что настало время создать обновление линейки «Жигули». Сотрудники компании согласились, что серия автомобилей устарела, но мнения по поводу разработки новой разделились: часть экспертов считала, что обновлённая версия будет иметь новую переднеприводную платформу, тогда как остальные конструкторы считали, что «классической» базы с задним приводом будет достаточно, ведь она годами доказывала свою надёжность.
Изначально было принято решение создать хэтчбек в новой линейке. Рабочее название нового автомобиля получило индекс 2112. Над разработкой трудилось множество инженеров и дизайнеров начиная с восьмидесятых годов. На момент старта продаж «восьмёрки» автолюбители окончательно приняли все сильные стороны переднего привода, что привело к закрытию проекта 2112 в 1985 году. В то же время компания работала над «Спутником», который имел четырёхдверный кузов. Так, макет под номером 2110 представили на худсовет в 1983 году. Автомобиля во многих чертах походил на ВАЗ-21099, который выпустили в 1990 году. «Девяносто девятая» модель лишилась первоначального индекса 2110 в 1985 году, получив известное ныне название.
Учитывая ошибку с «восьмёркой», АвтоВАЗ решили в первую очередь выпустить серию седанов — они были более востребованы, нежели хэтчбеки. Так или иначе, создавались обе версии автомобиля по большей части параллельно. На «десятку» возлагали большие надежды, ведь она должна была заменить как «классику», так и «Спутник».
Так, в 1985 году проект 2112 был закрыт и началась разработка нового автомобиля. Именно в это время в России начались реформы. Из-за перестройки и внедрения новой экономической системы промышленность (в том числе и машиностроительная) и инфраструктура начали «разваливаться». В 1987 году государство изменило модель финансирования, урезав материальную поддержку для части заводов и лишив полностью остальных. В первую очередь такое изменение коснулось новых моделей автомобилей — денег на проектирование не хватало.
Постоянное отсутствие финансирования не стало поводом бросать работу над моделью дизайнерам и конструкторам. Долгие годы они совершенствовали своё детище, обновляя проект с учётом актуальных технологий в ожидании поддержки государства. Окончательный вариант внешнего вида «десятки» был принят с третьего раза, а за время простоя агрегатная составляющая изменилась, получив систему впрыска топлива, без чего сложно было представить реализацию автомобиля в начале девяностых.
Основным мотивом в создании дизайна новой серии было повышение аэродинамичности. Об улучшении этого параметра шла речь ещё во время разработки модели с задним приводом. Таким образом, инженеры решили достичь минимального коэффициента сопротивления встречному потоку воздуха, всячески сглаживая очертания будущей «десятки». Долголетнее «вылизывание» силуэта автомобиля привело к тому, что модель лишилась грубых элементов кузова в принципе. На макете задняя колёсная арка прикрывалась специальным щитком — всё было направлено на улучшение аэродинамики.
Первый образец 2110 был создан в 1989 году. Серийное производство наладить планировали в 1992 году, но развал СССР снова сдвинул эту дату. Первые массовые модели ВАЗ увидели свет в 1995 году, когда «десятка» довольно сильно устарела, с моральной точки зрения. Так или иначе, этот шаг оказался для предприятия очень важным. Несмотря на классические претензии к качеству, автолюбители были довольны ВАЗ-2110 и признавали этот автомобиль революционным.
Описание модели
Внешний вид автомобиля выдержал множество правок, которые вносились на долгой стадии разработки, получив отличный дизайн с малым сопротивлением при езде. Наиболее уязвимые к коррозии детали кузова были выполнены из оцинкованного металла, а сам он окрашивался по новой технологии. Салон также отличался невиданным у АвтоВАЗ прежде комфортом и функционалом и имел:
- Бортовой компьютер;
- Настраиваемую по высоте рулевую колонку;
- Гидроусилитель руля;
- Электронный привод подъёма стёкол и прочие технологии.
Вначале «десятка» комплектовалась слабыми карбюраторными двигателями, но в дальнейшем она стала снабжаться восьми- и шестнадцатиклапанными моторами с объёмом от полутора литров и 79 л. с. до 2 литров и 150 л. с. Что касается прочих категорий кузова, были выполнены автомобили в факторе универсал и хэтчбек. Существует также заказная серия с количеством лошадиных сил, равным 240 — раллийная модель, которая развивала скорость 220 км/ч, достигая сотни за 7 секунд.
Заключение
Благодаря современному эргономичному дизайну (пусть и не такому актуальному, как у иностранных конкурентов), просторным салону и багажнику, высокой надёжности, простоте устройства и доступной цене на приобретение и эксплуатацию, ВАЗ-2110 стала любимой моделью рабочего класса, удовлетворяя все их потребности в передвижении и перевозке небольших грузов. «Десятка» оправдала замысел конструкторов и ожидания автолюбителей, став отличным автомобилем, который служит людям более двадцати лет.