Водители, нарушившие правила впервые, смогут сами выбирать себе наказание
Депутат Ленинградской области предложил предоставить автолюбителям, нарушившим правила дорожного движения впервые, право самостоятельно выбирать для себя наказание. Инициатива была направлена Владимиром Петровым главе ГИБДД Михаилу Черникову для вынесения экспертного заключения.
Выбирать санкцию Петров предлагает в рамках допустимых конкретным нарушением вариантов. Как правило, административные правонарушения предусматривают несколько видов ответственности. Конкретное наказание предлагает инспектор при составлении протокола, окончательное назначает суд. Например, выезд на встречную полосу имеет два варианта санкций: штраф либо лишение водительских прав на несколько месяцев.
Вариативность ответственности введена в законодательстве, чтобы выявлять смягчающие и отягчающие обстоятельства при совершении правонарушения. Такой подход дает возможность применить наказание в соответствии со степенью тяжести нарушения. Так, выезд на встречную полосу может быть совершен одним колесом, либо может представлять собой обгон с выездом на встречную полосу, повлекшим возникновение аварийной ситуации или ДТП. Нарушение соответствует одной статье КоАП, но его тяжесть и последствия диаметрально разные.
На сегодняшний день автолюбители сталкиваются с ситуацией, когда инспектор в каждом случае назначает максимальное из возможных в законе наказаний, а суд, в свою очередь, такое наказание только подтверждает. Инициатива депутата направлена на то, чтобы водитель мог сам выбрать, какое из наказаний исполнять, исходя из конкретных обстоятельств правонарушения. Петров предлагает соответствующее право выбора предоставить водителям, которые совершили правонарушение впервые, а также тем, кто не имеет неоплаченных штрафов.
Инициатива о смягчении законодательства в отношении добросовестных водителей возникает не впервые. Так, недавно рабочая группа по «Защите прав автомобилистов» при Общероссийском народном фронте выдвигала предложение об отказе от штрафов в случаях, когда водитель совершил менее 5 правонарушений в год. Рабочая группа предложила заменить штраф предупреждением.
А в отношении системных нарушителей применять максимально строгие наказания за нарушения любого масштаба. Предложение мотивируется тем, что безответственность второй категории водителей приводит к авариям, угрозе жизни и здоровью всех участников дорожного движения, представляет весомую общественную опасность.