Семейство авиационных крепежей включает в себя десятки наименований метизов, отличающихся материалом, размерами и местом установки. В их числе и винт ОСТ 1 31542 80 — изделие с потайной головкой и прямым шлицем. Невзирая на термин «авиационные» резьбовые крепления используются и в наземных конструкциях. Особенно востребованы авиакрепежи в энергетике, строительстве, производстве оборудования и транспортных средств.

Как создавалось резьбовое соединение

История винта ОСТ 1 31542 80, как и других метизов с резьбой, началась в 400 годах до н. э. Прототипом современного винта стал пресс, при помощи которого отжимали масло из оливок и виноградный сок. Создателем устройства стал древнегреческий ученый Архит Тарентский, которого называют «отцом» механики.

Однако не все историки согласны с этой версией. Некоторые приписывают первенство изобретения Архимеду, который почти двумя веками позже применил принцип винтового соединения для осушения корабельных трюмов и подъема воды из реки.

Очень быстро идея резьбовых крепежей стала использоваться ремесленниками в производстве мебели и повозок. Однако соединители имели существенный недостаток — при утере гайки приходилось изготавливать новый винт или болт, так как единого стандарта, применяемого к метизам, не существовало,изделия делали «на глазок».

Ситуацию изменило рождение парового двигателя, благодаря чему появилось первое промышленное оборудование. В 1770 году промышленникам был представлен станок, нарезающий резьбу на заготовки определенного диаметра. Автором агрегата стал англичанин Джесси Рамсден, а появление токарных установок стало мощным толчком к развитию строительства, машиностроения, станкостроительной и приборостроительной отрасли.

За производство резьбовых метизов взялись компании по всему миру, предлагая свои варианты и размеры крепежей. В стремлении сохранить преимущество за своей страной, английский ученый Джозеф Уитворта сделал подборку изделия британских производителей и предложил ввести общие стандарты для соединительных деталей:

  1. Фланцы резьбы располагаются под углом 55 градусов.
  2. Число нанесенных резьб должно соответствовать конкретному диаметру.

Американец Уильям Сетлерс в ответ предложил свою версию стандартизации. В американском варианте резьба наносилась под углом 60 градусов, определен разный размер нитей для заготовок различного диаметра.

Вслед за США собственные стандарты установила Германия и Швейцария, а за ними и французы. Современные метрические стандарты стали следствием немецкой и французской системы.