Существуют определенные правила общения водителя с инспектором дорожной полиции. У представителя закона это вполне четкие инструкции, а автовладельцу остается лишь отвечать на вопросы. Часто полицейские интересуются местом работы водителя, но у меня появились сомнения, законно ли это и зачем эта информация инспекторам.

Мой друг рассказал историю. У него имеется два автомобиля: Nissan X-Trail и старенькая Лада.

Он обратил внимание на странную тенденцию. Когда он за рулем Ниссана, останавливающий его инспектор обязательно спрашивает, где тот работает. А когда на Ладе, никого этот вопрос не интересует. И это не единичный случай, таких остановок с вопросом о работе именно на дорогостоящих авто было довольно много.

Порассуждав, мы нашли пару причин такого поведения:

  1. Делается это, чтобы психологически расслабить водителя, вызывать его на разговор, во время которого полицейский принюхивается к дыханию, определяя, не пил ли тот. А вопрос о работе предполагает легкую беседу, то есть то, чего и добивается инспектор.
  2. Другой вариант — это попытка представителя закона выяснить финансовое состояние водителя. Тут уже два варианта дальнейших событий.
    Во-первых, не исключено, что он прикидывает, как много денег можно взять с водителя в качестве взятки. Да, остались еще такие инспектора на дорогах. Далеко не все коррупционеры осуждены или уволены.
    С другой стороны, если инспектор понимает, что водитель небогат, а даже наоборот, временно безработный или имеет низкую зарплату, полицейский может ограничиться устным предупреждением и отпустить его с миром. Нередко встречаются и такие.

Покопавшись в законодательной базе, мы выяснили, что в принципе, инспектору не запрещено задавать такой вопрос, он даже есть в протоколе. А делается это для того, чтобы можно было сообщить о нарушении по месту трудоустройства водителя.

Врать в любом случае нежелательно. Нельзя забывать, что инспектор — это все-таки полицейский, а их специально обучают беседовать с людьми, определять правдивость по интонации, мимике и поведению. Опытный офицер легко почувствует фальшь в ответах, а это приведет к более тщательной и долгой проверке.

Один знакомый инспектор посоветовал мне, как отвечать на вопросы, да и вообще вести себя с дорожными полицейскими.

  1. Нельзя грубить и хамить, но и заискивать не стоит, даже если виноват в нарушении правил.
  2. Нельзя называть инспектора «командир» или «начальник» — это сразу ставит водителя ниже полицейского по статусу. Более того, «начальник» — это тюремный сленг, что не добавит вам доверия. Лучше всего обращаться по имени-отчеству, ведь инспектор представляется в начале беседы.
    И еще: всегда, а особенно на междугородних трассах, следует просить инспектора предъявлять свое служебное удостоверение. При этом не нужно выхватывать его, следует просто прочитать содержимое из рук полицейского — это законное требование.
  3. В-третьих, свои документы водитель обязан давать в руки полицейскому, так как тот должен удостоверится в их подлинности.

Попытки не отвечать на вопросы, не давать свои документы, а также хамство и ругань в адрес полицейского приведут только к проблемам и досадным задержкам.

Юридическая грамотность, вежливость и уверенность в себе позволят беседовать с инспектором без лишних нервов. На вопрос: «где работаешь» можно и ответить, ведь не государственная же это тайна.