Оформление ДТП по европротоколу без участия ГИБДД
Идея максимально быстро и без проволочек решить все проблемы с авариями витала давно. Но любое, пусть даже небольшое повреждение, вызванное дорожным происшествием, разбиралось сотрудниками ГИБДД. Меры воздействия на участников ДТП, в случае оставления ими места аварии, были чрезмерно жёсткими. Это было крайне неудобно, особенно при небольших инцидентах. Приходилось ждать полицейских, а после долгого разбирательства ходить по многочисленным кабинетам. Заниматься бесконечной писаниной, тратить массу времени, а порой и средств, чтобы устранить пустяковые повреждения. Особенно неприятно было этим заниматься в ситуации, когда участники пришествия приходили к обоюдному согласию по способу компенсации затрат на ремонт автомобиля. Тут следует оговориться, оформление ДТП по европротоколу не может быть оформлено, если:
- участников аварии больше двух;
- причинён серьёзный материальный ущерб, заведомо превышающий страховые выплаты;
- в случае спорной ситуации при определении виновника ДТП;
- в результате инцидента были жертвы или причинение вреда здоровью как участникам аварии, так и сторонним лицам;
- нарушение ПДД было бесконтактным. Это означает, что если хотя бы одна машина не будет иметь повреждений, то протокол не оформляется. Порядок разбирательства будет иным;
- если хотя бы один владелец не имеет соответствующего страхового полиса или оформлен он с нарушениями.
Первые действия при аварии
Большинство происшествий являются незначительными и случаются часто. При взаимном согласии процесс не займёт много времени. Страховые компании в таких случаях, как правило, будут на стороне участников и проблем с выплатами не будет. Сама процедура очень проста:
- Фиксируются все детали происшествия. Повреждения автомобилей, следы на дороге и положение машин.
- Предъявляются страховые полисы, и по регистрационным номерам проверяется их подлинность. Для этого связываются с РСА и получают актуальную информацию по номерам конкретных договоров. Это важно, поскольку большая часть отказов происходит по причине не подтвердившегося страхового полиса. Он может быть просрочен, неправильно оформлен, а порой вообще оказывается подделкой.
- Записываются контактные данные свидетелей.
После этого можно освобождать проезжую часть. Подобная процедура стимулируется государством, поскольку освобождает сотрудников ГИБДД от необязательных выездов. Да и движение на участке, где произошла авария, не блокируется на долгое время. Проблемы могут возникнуть, если появляются разногласия между участниками происшествия. Тогда звонок в полицию будет уместен. Уполномоченный решать эти задачи сотрудник решает порядок действия:
- даст указания оставаться на месте и дожидаться приезда полицейских;
- предложит проследовать в указанное отделение полиции, где будут рассматриваться претензии:
- предложит оформить на посту ДПС.
Однако вмешательство сотрудников ГИБДД, если это не исключительный случай, связанный с консультацией или помощью, не даёт право называть регистрацию происшествия оформлением ДТП по европротоколу.
Документы и правильное их заполнение
Несмотря на простоту процедуры, важно знать, как оформить европротокол правильно. У участников ДТП должен быть оригинальный бланк. Он выдаётся при оформлении страховки, вместе с полисом. Если сотрудники этого не сделали, то имеет смысл напомнить им об этом. Скачивать в интернете не стоит. Фирменный бланк европротокола состоит из двух листов, между которыми расположена копирка. Таким образом, условие правильного оформления будет соблюдено. После заполнения получится два совершенно идентичных документа.
Имея на руках бланк, можно приступать к его заполнению. Делается это следующим образом:
- Используется только шариковая ручка. Заполняются поля чётким и разборчивым почерком. Желательно печатными буквами.
- Выясняется, кто заполняет колонку «А», а кто «Б». Принципиального значения при выборе это не имеет. Важно, чтобы всю выбранную колонку водитель заполнил самостоятельно с лицевой и оборотной стороны.
- После этого оба экземпляра разъединяют.
- Обязательным условием является наличие четырёх подписей. Оба участника ДТП ставят на каждой половине две подписи. Под информацией и в отмеченном поле «Согласен».
- Если необходимо внести коррективы в документ, то допускается это в случае, когда каждое исправление заверено двумя подписями.
- В центральной части протокола заполняется поле с описанием происшествия. Указывается точный адрес и рисуется схема ДТП.
- Фиксируется характер повреждений и вписывается перечень повреждённых деталей.
Возникает вопрос, если по какой-либо причине у участников ДТП нет возможности сфотографировать место аварии, что делать? Несмотря на настоятельные рекомендации специалистов, операция эта необязательная. Она желательна и значительно облегчает дальнейшие процедуры, но отсутствие снимков или видеозаписи не является препятствием для оформления ДТП по европротоколу.
Как правильно сфотографировать место ДТП
Как уже было сказано выше, съёмка ускорит рассмотрение дела страховой компанией. Однако не все снимки благосклонно будут восприняты. Союз автостраховщиков рекомендует обратить внимание на содержание фотографий. Так как правильно воспользоваться камерой? Правила просты:
- Общий план. В кадр должны попасть и обе машины, и участок прилегающей местности. Двор, дорога, стоянка или другой объект для возможности последующей идентификации места происшествия.
- Детальный снимок обоих автомобилей крупным планом с читаемыми номерами и видом характера повреждений.
- Участок проезжей части. Фиксируются следы торможения, части повреждённых деталей и осколки стёкол.
- Детальный снимок места повреждения машины. Желательно найти ракурс, где виден характер и степень повреждения деталей, подлежащих ремонту или замене. Часто такой снимок является для специалиста, которому можно отправить фотографию непосредственно с места ДТП, основанием для предварительной оценки ущерба.
Отдельного внимания заслуживает отношение страховщиков к видеозаписям регистратора. При неправильной настройке оборудования они не будут рассмотрены. Сам регистратор должен быть оборудован навигационным датчиком (ГЛОНАСС, GPS). На записи должен быть зафиксирован факт столкновения с указанной информацией по скорости, времени и координатам.
Действия после оформления протокола
Законом определены действия всех участников ДТП. Вопрос уведомления ГИБДД решает страховая компания, а непосредственные участники аварии обязаны совершить следующие действия:
- Оповестить страховую компанию в течение пяти дней. До истечения этого срока заполненный бланк должен быть им доставлен и зарегистрирован.
- В случае когда сторона считает себя потерпевшей, подаётся извещение с требованием страхового возмещения.
- В течение 15 дней после ДТП машину не ремонтируют. Нарушающие это требование водители часто попадают в неприятную ситуацию, когда страховщик отказывает в законном праве на выплату. Доказать потом свою правоту не всегда возможно.
Как оценивается ущерб
Вопрос этот очень деликатный. Естественное желание владельца автомобиля покрыть затраты и возместить ущерб сталкивается с возможностями страховых компаний на законных основаниях этого не делать. Поэтому при определении размера выплаты необходимо максимально точно определить характер повреждений. Надо сказать, что страховые компании стараются брать на работу в качестве оценщика очень хорошего специалиста. Часто это бывший сотрудник ГИБДД или юрист с большим опытом реальной работы в этой области. Обмануть их не получится. Любые попытки это сделать не пойдут на пользу дела, а способны только усугубить ситуацию. Поэтому действия по оценке ущерба начинаются на месте аварии. То есть и заполнение бланка, и договор со вторым участником происшествия — очень важные операции. На этом этапе иногда приходится отступать от такой обычной процедуры европротокола, как оформление ДТП без ГИБДД. Порядок действий при оценке ущерба допускает привлечение полиции для разрешения спорных вопросов.
Нюансы европротокола
Упрощённая процедура разрешения дорожных инцидентов имеет свои тонкости, знание которых поможет при разрешении конфликтных или спорных ситуаций. В отдельных случаях резонно отказаться от оформления европротокола, а в некоторых, напротив, желательно настоять именно на этой процедуре. Например, что делать, когда участник ДТП — иностранный гражданин? Если его страховая ответственность зарегистрирована, у него имеется «Зелёная карта», а условия дорожного инцидента попадают под действие европротокола, то можно. А вот пытаться оформить такую процедуру, скрыв факт получения травмы, наличия третьего участника или иных фактов, не стоит. Можно вообще остаться без выплат.
Приходится сталкиваться и с нестандартными ситуациями. Даже если происшествие полностью соответствует условиям, по которым рекомендовано оформлять европротокол, но возникло непонимание в оценке виновности или размера ущерба, то лучше вызвать сотрудника ГИБДД. Водитель пьян, агрессивен, отказывается от процедуры — нужно звонить в полицию.
Следует помнить, что оформление по европротоколу призвано облегчить и упростить жизнь как участникам ДТП, так и дорожным службам, в первую очередь ГИБДД. Случилась неприятность в дороге? Если ущерб незначительный, жертв и травм нет, другой участник адекватен и открыт для общения — необходимо воспользоваться такой возможностью. Нужно остановиться, включить аварийные фонари, выйти из машины, поставить предупреждающий знак и можно начинать оформление. Делать это лучше хладнокровно, аккуратно и внимательно.
Мы будем рады, если статья оказалась полезной. Напишите нам об этом.