Байкер, лавирующий между автомобилями, – привычное явление для большинства стран мира. Россия не является исключением. Но в отечественных Правилах дорожного движения нет четких указаний, законны ли такие маневры, и ситуации не хватает правовой определенности.

Разрешена ли езда по междурядью с прочерченной полосой

В ПДД оговорено, что если проезжая часть имеет разметку, то число полос на ней строго регламентировано. И каждая из них по ширине является достаточной для размещения транспортных средств в один ряд (п. 9.1).

Согласно п. 9.7 движение автомобилей и других средств возможно только по обозначенным полосам, нарушить эти границы допустимо лишь при выполнении перестроения. Езда по дорожной разметке, служащей для разграничения полос, запрещена. И для соблюдения этого правила недостаточно съехать с линии одним колесом, учитываются все габариты мотоцикла. Кроме того, в п. 9.10 говорится о необходимости держать дистанцию не только до впереди идущего авто, но и разумный боковой интервал.

Из сопоставления этих двух норм ПДД следует вывод, что движение мотоциклиста между потоками машин при наличии размеченных полос невозможно. Так как он неизбежно будет пересекать существующую разметку и не сможет выдержать безопасную боковую дистанцию (ведь одна полоса по ширине предназначена только для одного траснспортного средства).

Разрешена ли езда по междурядью без полос

В этом случае речь идёт не об отсутствии или наличии линий на дороге, а о неразмеченных полосах движения. Даже если обозначения на асфальте отсутствуют, необходимо руководствоваться п. 9.10 и соблюдать безопасную боковую дистанцию между мотоциклом и автомобилями.

Согласно п. 9.1 при ненапряженной дорожной обстановке водители вправе самостоятельно создавать 3, 4 или даже 5 рядов на двухполосной неразмеченной проезжей части. Такая ситуация возможна, так как при низкой скорости необходимость в увеличенной боковой дистанции отпадает, а при осложнении дорожной обстановки число рядов неизбежно сократится. Движение мотоциклов в междурядье при отсутствии размеченных полос допускается.

Минус этой ситуации – субъективность оценки безопасного интервала. Точных формулировок этого термина в ПДД нет. Для мотоциклиста это одно расстояние, для водителя автомобиля – другое, а в случае наступления ДТП прибывший инспектор ГИБДД будет руководствоваться своими соображениями. Все зависит не только от габаритов ТС, но и от опыта водителя и его личной оценки дорожной обстановки.

Какой штраф ждет нарушителя

Если ДТП не случилось, мотоциклисту, маневрирующему в автомобильном потоке, может грозить наказание в связи с нарушением требований к расположению ТС на проезжей части (п.9.4) или за отсутствие оповещения световыми сигналами других водителей о предполагаемом маневре (п. 8.4). В первом случае сумма штрафа составит 1000-1500 рублей, во втором – 500 рублей.

При наступлении аварийной ситуации инспектор ГИБДД будет учитывать все обстоятельства для определения виновного. За притирку к боку авто придется отвечать водителю двухколесного средства передвижения, а вот в столкновении с открытой дверью или в аварии при перестроении впереди идущего автомобиля без использования световых сигналов мотоциклист не виноват. Инициатором и виновником таких ДТП будет считаться водитель автомобиля.