Тот, кто хоть раз ездил по трассе, знает, что процесс этот просто не может обойтись без обгонов и перестроений. Даже самый неопытный водитель периодически решается вывернуть на встречную полосу, чтобы опередить, скажем, трактор с ограничением по скорости 40 километров в час.

Volvo опасный обгон

Иными словами, он осуществляет обгон, встречный разъезд при котором — весьма частая необходимость. И здесь вступает в силу правила встречного разъезда. Однако иногда к нему приходится прибегать и в иных ситуациях.

Когда приходится прибегать к встречному разъезду?

Грубо говоря, к такому манёвру приходится прибегать всегда, когда есть опасность столкновения лоб в лоб с каким-либо автомобилем.

Такое бывает при обгоне по встречной полосе, повороте налево на перекрёстках или на тех узких дорогах, где одновременно не могут проехать две машины.

Иногда вам необязательно покидать встречную полосу, чтобы наткнуться на встречное авто. Другие водители тоже могут подобным образом маневрировать и занимать вашу полосу в случае обгона или если движение по их полосе невозможно из-за ям или ремонтных работ.

На перекрёстках

Часто нужно осуществить встречный разъезд на перекрёстке. Это необходимо, если и вы, и водитель встречного авто будете поворачивать налево. Алгоритм действий в такой ситуации вы выбираете самостоятельно.

Разъехаться можно либо правыми бортами, тогда машины повернут в свои стороны, не доехав друг до друга. Либо левыми бортами. Тогда машины поравняются и, проехав друг друга, повернут.

Оба этих варианта допускаются правилами дорожного движения.

На склоне

На склоне тоже иногда появляется необходимость совершить встречный разъезд, ПДД этот процесс чётко регламентируют.

Если разъезд происходит на горке, то уступает дорогу то авто, которое едет под гору. Стоит отметить, что такие возвышенности отмечаются специальными знаками. Метки эти имеют номера 1.13 и 1.14.

Знак крутой спуск и подъем

На узком участке

Встречный разъезд в узком проезде также регламентирован правилами дорожного движения. В такой ситуации водители должны руководствоваться специальными знаками приоритета движения. Они диктуют, у какого направления преимущество и, следовательно, кто первым должен проехать столь скромный по ширине участок.
Встречный разъезд машин

Объезд препятствия

В правилах прописано, что в том случае, если один из автомобилей оказался на встречной полосе из-за препятствия на своей, то он должен уступить дорогу.

При обгоне

Если автомобили, движущиеся в разных направлениях, заняли одну полосу из-за того, что один из них осуществляет обгон, то обгоняющее авто должно уступить дорогу.

Встречный разъезд на скорости

В правилах такой манёвр описан очень спокойно. Но специалистами, инструкторами и бывалыми автомобилистами он считается одним из самых опасных. Если водитель допускает ошибки во время его проведения, он может получить результат в виде лобового столкновения. И хорошо, если оно произойдёт на небольшой скорости, ведь всем известно, какими тяжёлыми последствиями славятся подобные аварии.

Главной задачей встречного разъезда является недопущение столкновения. Для этого водителю рекомендуется направить автомобиль в правую сторону настолько, насколько это возможно.

Основные действия при встречном разъезде на скорости

Если водитель увидел, что на него несётся встречный автомобиль, первым делом он должен перестать газовать, чтобы скорость его движения снизилась. Однако не рекомендуется сразу жать на тормоз. При помощи таких действий можно и вовсе утратить способность управлять машиной.

Руль нужно держать очень крепко. Особенно это касается тех ситуаций, когда приходится разъезжаться с фурой или большим автобусом. Дело в том, что крупные транспортные средства гонят за собой сильные порывы воздуха, которые могут пошатнуть авто и, в случае отсутствия управления, повернуть его.

Съезд

Мыслить водитель должен трезво и чётко. Возможно, единственным способом избежать столкновения будет съезд с проезжей части. Для этого быстро «пробегитесь» взглядом по краю дороги и найдите место на обочине, куда вы можете «безболезненно» свернуть.

Также для съезда подойдут специальные площадки, повороты или даже не очень отвесный кювет (в крайнем случае).

Смотрите, чтобы на том месте, в котором должен оказаться ваш автомобиль, не было препятствий: шлакоблоков, стоящих машин, дорожных столбов и тем более людей.

Торможение

Во время встречного разъезда разрешается использовать только прерывистое торможение. При экстренном автомобиль может занести, а водитель может потерять управление.

Торможение и занос

Особенно это предостережение касается тех случаев, когда сворачивать придётся на грунтовую площадку. Ведь сцепление колёс с поверхностью пути будет значительно ниже, чем на асфальте.

Добиваться полной остановки автомобиля не нужно, так как вы должны иметь возможность отвести его от удара. Когда дождётесь снижения скорости, плавно выверните колёса вправо для съезда. Рекомендованная скорость для поворота — 15 километров в час. Рывковые движения при повороте руля недопустимы.

Если вы видите, что всё-таки врежетесь во встречное авто, попробуйте сделать всё, чтобы столкновение не было лобовым. Отодвиньте своё авто, чтобы транспортные средства «шаркнулись» под углом или по касательной. Возможно, водитель встречной машины поступит так же и вы неожиданно для себя разъедетесь.

Чего нельзя делать при встречном разъезде на скорости?

Все люди разные, и их реакции на экстренные ситуации тоже отличаются. К сожалению, не все способны адекватно реагировать на дорожный форс-мажор и выбираться из сложной дорожной обстановки без последствий.

В этом разделе хотелось бы обратить внимание на самые распространённые ошибки водителей, столкнувшихся с необходимостью встречного разъезда.

  1. Напомним, что ни в коем случае нельзя нажимать в пол педаль газа. Это может сделать автомобиль неуправляемым. И даже если машину не занесёт, полная её остановка опасна. Вы должны иметь возможность отвести транспортное средство из-под прямого удара, а не ждать действий от встречного водителя.
  2. Нельзя бросать руль. Некоторые водители машинально бросают руль и выставляют руки вперёд для эфемерной защиты от удара. К сожалению, такое поведение обусловлено человеческими рефлексами. Бороться с ним можно только посредством максимальной концентрации и собранности за рулём. Победить этот рефлекс очень важно. Ведь, бросая «баранку», вы лишаете себя возможности исправить сложившуюся дорожную ситуацию.
  3. Резкие повороты руля. Нельзя резко выкручивать руль. Тем более, если разъезд происходит на высокой скорости. Это чревато избыточностью манёвра, когда автомобиль не просто сворачивает направо, а улетает в кювет или на встречную полосу.
  4. Нельзя пытаться выскочить из машины на ходу. Такие каскадёрские трюки спасают кому-то жизнь только в фильмах. В реальности же подобная смелость, наоборот, может стоить жизни водителю. Выпрыгивая на скорости из машины, человек не только страдает от мощнейшего удара об землю, но и может попасть под колёса встречного или попутного авто. Если вы нашли место, куда можно прыгнуть, чтобы остаться целым, почему бы просто не направить туда свой автомобиль?
  5. Нельзя закрывать глаза. Закрытые глаза и крик — ещё один «привет» от человеческих инстинктов. Но с ними тоже нужно бороться за рулём. Нельзя ни на секунду терять контроль за ситуацией. Ведь если разъезд происходит на высоких скоростях, важна каждая доля секунды.

Крепко держать руль

В любой ситуации оставайтесь спокойным и здравомыслящим и пусть вам улыбнётся удача.

Если вы знаете какие-то секреты выполнения описанного выше манёвра, напишите об этом, пожалуйста, в комментариях. Также мы будем благодарны, если кто-то расскажет об известных ему ошибках при осуществлении встречного разъезда.