Внесение законопроекта, который установит административную ответственность за опасное вождение, запланировано на май 2016 года. Понятие «опасного вождения» правительство окончательно утвердит ближе к принятию закона. Об этом сообщил представитель правительства Российской Федерации Игорь Шувалов.

Езда на большой скорости

Проект будет внесён в рамках программы по снижению смертности на дорогах. План был утверждён правительством в 2015 году и ставит своей целью предотвращение аварийных положений в России. В актуальности подобного мероприятия сомневаться не приходится — по данным ГИБДД, основная масса ДТП (до 80%) происходит в результате агрессивного стиля езды некоторых водителей. Они пренебрегают безопасностью и ставят под угрозу жизнь и здоровье — свою и окружающих. Именно по вине автомобилистов, чей стиль езды можно отнести к опасному, ежедневно страдает множество законопослушных участников движения. МВД уточняют, что закон об опасном вождении будет реализован в качестве правки пункта ПДД 1.5.

При составлении законопроекта правительство ориентируется на иностранные нормативные акты. В большинстве штатов Америки, а также во многих других развитых странах давно закрепились два понятия опасного вождения — с непредумышленным и умышленным нарушением ПДД. Оба вида опасного вождения являются наказуемыми — как административное и уголовное соответственно.

Скептики уверены, что термин «опасное вождение» не имеет однозначного трактования, что приведёт к произвольному подходу сотрудников ГИБДД. Как известно, в России слабо развит контроль над административными правонарушениями.

Сроки принятия законопроекта об опасном вождении

Первые разговоры касательно введения административной ответственности за агрессивный стиль езды и поведение на дороге начались в 2012 году. Ярослав Нилов, который является депутатом ЛДПР, внёс на разбор законопроект, подразумевающий внесение штрафа за опасное вождение — до 5000 рублей. В 2013 году Дмитрий Медведев поручил министру юстиции и МВД доработать формулировки, но закон так и не увидел свет.

Разговоры вокруг закона об опасном вождении возобновились в 2015 году. Во время заседания правительства на тему ПДД Игорь Шувалов заявил, что опасное вождение должно регулироваться на государственном уровне: — «Необходимо на законном уровне решить, что входит в категорию опасного вождения. Сейчас в законе Российской Федерации такого понятия нет, тогда как во многих странах существует наказание вплоть до уголовного. На наших дорогах опасные положения нередко случаются умышленно — виноватые водители должны нести ответственность».

Примечательно, что закон об опасном вождении должен был выйти в первом квартале 2016 года. Частично помехой стал шквал критики со стороны автолюбителей. Многих возмутило то, что резкое торможение, частое перестроение и сквернословие на дороге будут регулироваться на государственном уровне.

Агрессивное поведение водителей

Понятие агрессивного вождения

В мае 2016 года Государственная инспекция безопасности дорожного движения уточнила, какое именно поведение водителя на дороге можно классифицировать как опасное вождение. Под действие закона попадает неоднократно совершённое одно или несколько действий из списка:

  • Препятствование в перестроении автомобиля, водитель которого, пользуясь дорожным преимуществом, потребовал уступить путь.
  • Смена линии при интенсивном движении на дороге, когда заняты все полосы (за исключением поворота направо или налево, остановки, объезда препятствия или разворота).
  • Нарушение дистанции безопасности между едущим впереди автомобилем.
  • Нарушение боковой дистанции.
  • Препятствование обгону, во время которого могло возникнуть дорожное происшествие — ситуация, в которой сохранение автомобилями строя и скорости подвергает других водителей или пешеходов опасности.

Несмотря на определённую конкретику, критики уверены, что этот административный закон может быть применён в зависимости от субъективного восприятия положения инспектором ГИБДД.

Обгон автомобиля справа пока не входит в перечень нарушений
Обгон автомобиля справа пока не входит в перечень нарушений

Выявление опасного вождения на дороге

Эта сторона нового законопроекта является самой неоднозначной и спорной. Допущение вольной трактовки положения сотрудником ГИБДД вызвало множество недовольных возгласов со стороны автолюбителей. Многие нарушения ПДД, приведённые в списке, действительно сложно распознать. Это не позволяет наделять инспекторов возможностью классифицировать нарушения на практике.

Сейчас неизвестно, какими средствами и способами ГИБДД будут выявлять опасное вождение. Пока что законопроект также не предусматривает разницу между единичным и повторным нарушением.

Несоблюдение дистанции
Несоблюдение дистанции между автомобилями может стать причиной ДТП

Вот что говорит по этому поводу зампред комитета Госдумы Вячеслав Лысаков: «Это нарушение может быть записано на видеорегистратор стороннего участника движения, после чего запись будет передана в ГИБДД». Очевидно, что фиксация опасного вождения инспектором на глаз не вызывает доверия даже у правительства — в погоне за лёгкими деньгами сотрудник ГИБДД может сфальсифицировать показания, а свидетелей не окажется. «Что такое неоднократное перестроение? Два раза — уже по факту неоднократно. Подозреваемый водитель, в свою очередь, если он имеет видеорегистратор, может предоставить запись в своё оправдание. Этот способ будет более объективным, а решение будет зависеть от судей» — продолжает Лысаков.

Ответственность за опасное вождение

Кроме уточнения перечня действий, идущих против нового закона, ГИБДД сообщила о мере воздействия на нарушителей. Таким образом, в качестве наказания за опасное вождение будет взыматься штраф в размере пяти тысяч рублей, изыматься водительские права или водитель будет подвергаться уголовной ответственности — это зависит от тяжести нарушения и окончательного решения перед принятием закона. Весной 2016 года прошли слушания, в рамках которых ГИБДД внесла в закон некоторые правки.

Выписывание штрафа

Итог

Закон об опасном вождении породил много недопонимания между правительством и автолюбителями. Более того, до сих пор точно неизвестно, когда правка ПДД будет принята, какими критериями будет руководствоваться ГИБДД, а также какое наказание будет ожидать водителей с агрессивным стилем езды по дорогам.