Аквапланирование: причины и способы его избежать
После того как с дорог сходит ледяная плёнка, многие автомобилисты решают, что можно, наконец, начать ездить с приличной скоростью. Таким водителям кажется, что скользкое покрытие асфальта кануло в Лету и теперь шины обретут максимальное сцепление с дорогой.
Но не тут-то было. На скользком асфальте автомобилистов поджидает не менее неприятное явление, чем ледяная корка. Речь идёт о лужах. Ведь из-за них машина может стать жертвой эффекта аквапланирования. Что это? Рассмотрим ниже.
Что такое аквапланирование?
Аквапланирование автомобиля — весьма опасный эффект. Он возникает тогда, когда колесо полностью теряет сцепление с дорогой из-за воды на асфальте.
Иными словами, когда шина проезжает по луже, она «всплывает» и уровень её сцепления с асфальтом становится равным нулю.
Это значит, что одно колесо проскальзывает, в то время как другое, движущееся по сухому отрезку дороги, движется. Автомобиль становится неуправляем.
Когда возникает такое явление?
Не стоит преждевременно пугаться. Не при любой езде может возникнуть эффект аквапланирования. Дело в том, что проявляется это явление чаще, когда машина движется на высокой скорости.
Более детально
Когда машина едет по мокрому асфальту с умеренной скоростью и на хороших шинах, они выдавливают жидкость, образуя пятно сцепления. Благодаря этому сцеплению колесо отталкивается от дороги и катит машину.
Но если шины изношены или скорость слишком велика, жидкость выдавливается не до конца. Если скорость движения при этом достигает ста километров в час, шины не успевают создавать пятно контакта. Из-за этого водный вал постепенно образует большой клин. В один момент по этому клину и проскальзывает автомобильное колесо.
Как происходит проскальзывание шины?
Представьте, что коэффициент сцепления протектора шины и дороги в сухую погоду равняется единице. Получается, что в то время, когда асфальт становится влажным, этот показатель сокращается в два раза. Но если речь идёт о целой луже, это число полностью обнуляется. Тогда и происходит аквапланирование шины.
Теперь вспомним, что даже в то время, когда автомобиль едет по очень скользкой ледяной поверхности, сцепление шин с поверхностью дороги сохраняется, хоть и является довольно слабым. При аквапланировании же шина просто пролетает по воде, как по воздуху.
В этот момент колесо не отталкивается от дороги и не двигает машину, в то время как остальные колёса продолжают это делать. Из-за этого автомобиль начинает крутить. Экстренное торможение никак не помогает в такой ситуации.
Как ощущается такой эффект?
На автомобилях с разными типами приводов аквапланинг чувствуется по-разному. Опасней встретить это явление на машине с задним приводом. Но на таких транспортных средствах и почувствовать начало столь неприятного процесса проще.
Первыми «лететь» начинают передние колёса. В этот момент руль начинает легко проворачиваться, но машина непослушна. Скорее всего, её начнёт вертеть.
На переднеприводных автомобилях планировать начинают задние колёса. Это происходит потому, что передние вытягивают машину по водной полосе. Владельцы таких транспортных средств могут ничего не ощутить при этом.
Как избежать такого явления?
Теперь пришло время поговорить о том, как же не допустить аквапланинг.
- Во-первых, для этого нужно следить за степенью изношенности протектора шин. Не стоит забывать, что по мере его стирания теряется способность колеса цепляться за дорогу и отталкиваться от неё. Если шины очень старые, неприятный эффект может застигнуть автомобиль даже при движении на небольшой скорости.
- Нужно следить за скоростью. Не нужно вдавливать педаль газа в пол даже в том случае, если вас ожидает гладкая дорога. Помните о том, что известны случаи, когда «поимка» эффекта аквапланирования стоила людям жизни.
- Правильно выбирайте шины. Существуют весенне-летние колёса с так называемым дождевым рисунком. Они с максимальной эффективностью вытесняют жидкость. В описании такой продукции, как правило, есть строчка «устойчивость к аквапланированию».
Шины, устойчивые к аквапланированию
Вопреки распространённому мнению, не любая летняя резина способна противостоять водному проскальзыванию на дороге. Для того чтобы шины обладали таким свойством, их рисунок протектора должен быть выполнен особенным образом.
Шины, которые не пролетают по воде, в разговоре называют весенними. Несмотря на то что специалисты хорошо разбираются в таких покрышках и всегда смогут вас проконсультировать при покупке, нелишним будет рассказать о том, как же выглядит «дождевой» рисунок протектора.
Посередине у них есть продольная борозда. От неё идут ответвления навылет. Самым эффективным рисунком считается тот, который образует своеобразную «ёлочку». Когда острая часть этой ёлочки соприкасается с дорогой, вода течёт по ответвлениям и выплёскивается из-под покрышки.
Но плюсы такого рисунка превращаются в минусы в том случае, если покрышка установлена задом наперёд. Тогда вода не выплёскивается из-под колеса, а, наоборот, течёт к самому его центру.
Нужно отметить, что, как правило, шины, которые обладают самой высокой устойчивостью к аквапланингу, не могут похвастаться избыточностью остальных характеристик, таких как длина тормозного пути, устойчивость на дороге и так далее.
В заключение скажем, что «поймать» неприятный эффект намного проще на гладкой дороге. Поэтому, если асфальт не имеет дефектов, но он влажен или усеян лужицами, не спешите разгоняться. Ведь в таком случае ваш автомобиль может в любой момент начать «лететь» по воде и управлять им будет невозможно.
Это всё, что нужно знать автолюбителю об эффекте аквапланирования. Если вы когда-то сталкивались с таким явлением, расскажите об этом, пожалуйста, в комментариях.