На сегодняшний день к трём вариантам трансмиссии стремительно добавляется четвёртый — роботизированная КП. Но как правило, про один из классических вариантов коробки передач незаслуженно забывают. Все знают о механической коробке передач, которая изучена вдоль и поперёк. Многие предпочитают автоматическую коробку, говоря о её удобстве и надёжности. Робот из-за своей новизны сейчас на слуху, стремительно набирает поклонников и недоброжелателей, совершенствует конструкции и потребительские свойства… А вариатор остаётся как будто бы в стороне.

Вариаторная коробка передач

На самом деле, конечно, это иллюзия. Вариаторы имеют достаточно широкое распространение, их использует много водителей, а обслуживание, раньше бывшее проблемным вопросом, сейчас не вызывает трудностей. Такое положение вещей, конечно, сложилось не сразу. Раньше ремонт вариатора представлял собой очень трудоёмкую и финансово затратную процедуру ввиду его конструкции. Немногие СТО, вообще, обслуживали КПП вариатор, так что это было настоящей головной болью автовладельца. Тем не менее с развитием технологий и усовершенствованием конструкции трансмиссия отвоевала своё место на рынке и многие водители стали предпочитать её всем остальным.

Принцип работы

В отличие от ступенчатой трансмиссии, ограниченной конечным набором шестерней, бесступенчатая более гибко «обрабатывает» крутящий момент. За счёт того, что у коробки передач нет провалов во время смены передаточного числа, достигается отличная плавность хода и чувствительность трансмиссии. На сегодняшний день используемый в машине вариатор, такой, что передаёт на ведущие колёса крутящий момент через ремень клиновидной формы, едва ли, вообще, не является стандартом индустрии по этому показателю. В чём же суть работы коробки передач вариатор: что такое крутящий момент для ведущей оси, определяется ли передаточное число? Так вот, вариатор лишён конструктивно наборов шестерней. Вместо этого в самой распространённой вариации вариатора, простите за невольный каламбур, используются два конусообразных шкива. По мере увеличения числа оборотов трапециевидный ремень перемещается по ним, изменяя угол вращения. При нормальных оборотах двигателя угол одинаковый и момент передаётся без изменений. По мере роста оборотов двигателя ремень со стороны ведущего шкива перемещается к вершине конуса, а ведомого, соответственно, к основанию. Если же говорить о тороидном вариаторе, то в нём используются диски и ролики. Для изменения передаточного числа изменяется радиус роликов, соответственно диски вращаются с переменной скоростью, что и обеспечивает работу коробки передач.

Тороидная вариаторная коробка

Слабым местом вариатора в принципе является то, что он не приспособлен к работе с мощными двигателями. Поэтому коробка передач вариатор — это что-то исключительно для легковых машин, так сказать, гражданских автомобилей; он не используется на грузовиках и спорткарах с большим объёмом двигателя.

Обслуживание и ремонт

Ахиллесовой пятой вариатора являются: для клиноременного — ремень, для тороидного, соответственно, точка контакта диска с роликом. Для того чтобы нивелировать силу воздействия, которая может достигать в пиковые моменты десятка тонн, используются высокопрочные и инновационные материалы. Некоторые производители, например Honda, ремень вариатора делает из металлических пластин, многие используют выдерживающие такие нагрузки сплавы. В любом случае технологии позволили довести надёжность и ресурс работы вариатора до показателей классического автомата. Поэтому ремонт вариатора обычно сводится к его банальному техническому обслуживанию.

Ремень вариаторной коробки

С другой стороны, неправильное использование вариатора вполне может привести к его выходу из строя. Пробуксовки на рыхлой поверхности, проблемы с управляющим блоком на скорости, даже банальный удар колёсами о бордюр при парковке может вывести из строя ремень, а если это произойдёт в неудачный для вас момент, то он может «прихватить» с собой шкивы, нарушить давление масла в системе и спровоцировать на дорогой ремонт. Замена масла в вариаторе требуется через каждые 100000 км (или 60000 — зависит от производителя и его требований). Фильтр можно не менять до самого ремонта, так как он рассчитан на «пожизненную» работу. Но диагностику лучше проводить каждый раз, потому что даже незначительное повреждение может в итоге аукнуться весьма серьёзными последствиями для автовладельца.

Поэтому своевременная замена масла в радиаторе вкупе с его диагностикой и правильным использованием позволит продлить срок его службы во много раз. Внимательно следите за симптомами и при малейшем изменении в работе КПП езжайте в сервис, чтобы исключить серьёзные поломки. При этом помните, что буксировка, в случае авто с вариатором, может быть очень плохой идеей, так как при малейших признаках неисправности одной из деталей управляющий блок переводит ремень и шкивы в аварийное положение, искусственно ограничивая обороты двигателя и скорость. Если вы сэкономите на эвакуаторе, то такое аварийное положение деталей приведёт к повышенному износу шкивов, на которых армированный ремень оставит царапины и сколы.

Вместо послесловия

Вариатор на сегодня не является лидером в отрасли. И механика, и автомат далеко впереди него. Даже робот за счёт массовой экспансии, пожалуй, уже обскакал вариатор. Но это совсем не значит, что он технологически не столь совершенен. Просто у вождения машины на вариаторе есть своя специфика и не каждый водитель готов с этим мириться. При своевременном обслуживании, замене масла в вариаторе и регулярной диагностике коробка передач будет работать долго и безотказно.