Введение

На автомобильном рынке всё большей популярностью пользуются зарубежные автомобили. Но на отечественные ВАЗы также есть спрос и своя клиентура. Правда, принято считать, что авто марки ВАЗ не отличаются стабильностью и частенько выходят из строя. И одно из слабых мест в моделях 2106, 2109, Приора, 2107 — это зажигание. И наиболее частая проблема во всей этой системе — катушка зажигания.

Катушка зажигания

Научные сведения

Принципиальное предназначение катушки зажигания заключается в том, что она преобразует токи низкого напряжения в высокие токи. В цифровом выражении это будет выглядеть так: токи напряжением 12 В в токи до 20 кВ. Этот ток необходим для получения искры на автомобильных свечах. Процесс, происходящий в дальнейшем, наверняка известен большинству автолюбителей и не только. Получившаяся искра поджигает топливную смесь, происходит детонация и поток энергии давит на поршень, приводя его в движение. Катушка зажигания — это своеобразная мини-подстанция автомобиля, которая нужна для того, чтобы завести машину.

На моделях ВАЗ-2109, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, а также на Приоре установлена контактная система зажигания. Катушка же установлена в отсеке с двигателем, там она закреплена с помощью двух шпилек на левом брызговике. Но некоторые из тех же моделей 2106, 2109 и некоторые авто серии Приора имеют бесконтактную систему зажигания. В подобных случаях устанавливаются модели катушек 27.3705 и 3122.3705. Первая — маслонаполненная, имеющая разомкнутый магнитопровод, вторая — сухой тип катушек, имеющих замкнутый магнитопровод.

Какими могут быть признаки выхода из строя элемента

Когда после того как ключ был провёрнут в замке зажигания и была установлена исправность стартёра, но мотор так и не заводится — можно сделать вывод о том, что катушка неправильно отрабатывает свой цикл или вообще неисправна. На самом деле, проблема может быть вовсе и не в самой катушке. Это может быть проблемы со свечами зажигания, высоковольтными кабелями, топливным фильтром или насосом. Но если есть уверенность в том, что всё дело в катушке, значит, нужно обратить внимание на следующее:

  • может пропадать подача искры к свечам зажигания;
  • ток не поступает на высоковольтные кабели;
  • присутствуют видимые дефекты (сколы, трещины);
  • присутствует запах гари при поднятии капота.

Каким образом можно продиагностировать элемент зажигания?

Диагностика всего оборудования и дальнейшее тестирование осуществляются с помощью измерителя сопротивления или мультиметра.

Итак, что нужно сделать:

  • Обесточить автомобиль, сняв провода с клемм катушки.
  • Подключить измерительные приборы к выводам первичной обмотки.
  • В первичной обмотке нужно определить значение сопротивления. Оно должно быть всегда примерно одного уровня при корректной работе агрегата. В моделях катушек Б-117А показания прибора должны не превышать диапазон в 3–3,5 Ома. Для моделей 27.3705 — в пределах от 0,45 до 0,40 Ома.
  • Подключаем измерительный прибор к одному из высоковольтных выводов «+Б» и измеряем сопротивление вторичной обмотки. Для катушек типа Б-117А, если температура воздуха не превышает 20 градусов Цельсия, прибор должен показать значение из диапазона 7,4–9,2. Для моделей 27.3705 нормальным показателем считается значение 5–5,5.

Проверка катушки зажигания

Процесс замены катушки зажигания

На таких моделях ВАЗа, как 2109, 2106, Приора, да и на большинстве других моделей агрегат подобного типа является неремонтопригодным. С финансовой стороны вопроса ремонтировать её будет сродни тому, что купить и установить новую. Нет никакого смысла в ремонте, так как та же проблема может появиться в скором времени. Произвести замену устройства весьма легко. Это может сделать практически любой автовладелец, даже начинающий. Нужно для этого всего лишь определённый набор инструментов, среди которых должны обязательно быть непосредственно новая катушка зажигания и торцевые головки на восемь и на десять.

Перед началом замены в обязательном порядке нужно снять минусовую клемму с аккумулятора. Затем без серьёзного усилия нужно отключить центральный высоковольтный провод от катушки. Для этого нужно вытянуть его вверх. Далее, с помощью головки на восемь снимаем гайки, которыми крепятся клеммы кабелей. Обычно они подключены к контактам катушки. Последним рывком будет снятие самого элемента зажигания, ослабив для этого крепление. Производим замену, и в обратном порядке можно собирать всё назад.

Подведём итоги

Замена катушки зажигания весьма несложный процесс. Нужно просто грамотно подойти к нему и иметь весь спектр измерительных устройств. Грамотный автолюбитель должен многое уметь, тем более должен знать, как заменить катушку зажигания.