Всё о подушках безопасности
Достаточно важной частью пассивной системы защиты во время поездки на автомобиле является подушка безопасности водителя и пассажиров. Airbag представляет собой устройство из плотной тканевой оболочки, которое при столкновении наполняется специальным газом за 20–30 миллисекунд и потом сдувается. Таким образом, водитель или пассажир ударяется не о жёсткую обшивку, стекло или руль, а о «надувной шарик». Такой удар значительно мягче и, как правило, приносит меньше травм. Её использование позволяет снизить травматизм и смертность во время аварий на 20–30%.
История возникновения
Впервые подушки безопасности начали использоваться ещё в 40-х годах ХХ века в самолётах. Однако только спустя несколько десятилетий это устройство было впервые установлено в авто (Ford Taunus). Первая airbag достаточно сильно отличалась от современной, да и эффективность её была ниже. Она очень медленно надувалась, и, как результат, водитель успевал травмироваться. О серийности её производства в таком виде не могло быть и речи. Потому ещё достаточно длительное время идея создания подушки, которая раскрывается за доли секунды после аварии и защищает водителя и пассажиров от увечий, оставалась нереализованной.
Однако с ростом аварийности и травматизма на дорогах производители начали задумываться о необходимости дополнительных разработок и исследований в этой сфере. И уже в 1981 году было запущено серийное производство машин, в базовой комплектации которых была airbag. Однако она работала отдельно от ремней и была призвана их заменить.
А спустя ещё 6 лет — на автомобилях Мерседес-Бенц W126 начали устанавливать системы пассивной защиты, которые работали комплексно: сначала срабатывали ремни, а потом раскрывалась пневмоподушка. Сегодня система пассивной защиты в большинстве авто работает по этому принципу.
Принцип работы
Система подушки безопасности состоит из нескольких элементов:
- Нейлоновая ткань — упаковывается в обшивку салона, руль или сидение.
- Датчик подушки безопасности — сигнализирует об аварии. Он срабатывает исключительно при включённом зажигании.
- Система, которая наполняет подушку газом — пневмопатрон.
При наступлении аварии датчик передаёт сигнал на пневмопатрон. Он выстреливает и подушка раскрывается, наполняется газом. Скорость раскрытия достаточно высокая, до 300 км/час. Учитывая скорость раскрытия, ваше движение по инерции навстречу, сила столкновения будет достаточно сильной. Можно врезаться на большой скорости в пневмоподушку и травмировать позвоночник или голову. Именно потому наиболее эффективно использование одновременно ремня безопасности и подушки. Первый сначала затянется и значительно уменьшит амплитуду движения человека. Потом раскроется подушка, которая и смягчит удар о руль, другие части машины. Если подушку использовать при непристёгнутом ремне, шанс получить серьёзные увечья значительно возрастает.
После срабатывания airbag быстро сдувается, чтобы дать возможность нормально двигаться и выбраться из машины после аварии.
Также современные машины оснащены и дополнительными датчиками, которые сигнализируют о том, что не пристёгнуты ремни. В некоторых машинах присутствует кнопка выключения airbag; датчики, сигнализирующие о силе удара при наличии ступенчатой системы раскрытия подушки; датчик пассажира, который регулирует потребность выстреливания подушек возле пассажирского сидения.
Разновидности airbag
Пневмоподушки бывают нескольких видов:
Фронтальные.
Наиболее распространённый вид. Есть в базовой комплектации большинства машин отечественного и заграничного автопрома последних годов выпуска.
Чаще всего их две. Первая — для ограждения водителя от удара. Устанавливается в центр руля. Вторая — для защиты пассажира впереди. Они отличаются по размеру. Подушка безопасности пассажира обычно значительно больше, имеет дополнительные датчики, которые сигнализируют о наличии либо отсутствии человека рядом с водителем. Когда в машине только водитель, то и подушки при аварии сработают только около него.
Также к фронтальным можно отнести и коленные. Они устанавливаются на уровне ног для защиты коленей, голеней тех, кто на переднем сидении, от ушибов или значительных увечий. Коленные достаточно распространены во многих моделях иномарок.
Фронтальные пневмоподушки выстреливают в случае сильного лобового или косого удара в переднюю кузовную часть авто. Могут сработать при наезде на бордюр либо край ямы, в случае падения машины либо жёсткого приземления. Какие и сколько пневмоподушек сработает, определяют специальные датчики, которые распознают степень и направленность удара.
Боковые
Они появились только в 94-м. Сегодня встречаются только на дорогих марках авто. Боковые подушки безопасности могут монтироваться в различных местах, обшивке дверей, сидениях. Они обеспечивают защиту грудной клетки и таза при ударе сбоку.
Разновидностью боковых являются шторки. Разработаны для защиты головы при ударах сбоку.
Внешние
С развитием автоиндустрии технологии пошли вперёд, и сегодня есть подушки безопасности, которые защищают не только внутри салона авто, а и тех, кто снаружи. В 2012-м компания Volvo стала устанавливать внешние пневмоподушки для защиты прохожих при аварии. Учитывая количество аварий с участием пешеходов, сегодня это актуально.
Установка и ремонт
Последние тенденции развития автопрома способствуют тому, что практически все последние модели машин отечественного и заграничного автопрома сходят с конвейера уже с подушками безопасности. Однако владельцам более старых машин, которые беспокоятся о своей защищённости, не стоит расстраиваться. Сегодня есть возможность установить руль с подушкой безопасности на любую машину и, таким образом, дополнительно защитить водителя. Для этого достаточно обратиться на СТО к специалистам. Посетить СТО необходимо и после её срабатывания. Ведь для того, чтобы система пассивной защиты и далее выполняла в полной мере свою функцию, необходимо или же полностью заменить всю систему, что достаточно дорого, или же на СТО вам установят новую подушку и перепрограммируют электронику на старой. Самостоятельный ремонт здесь невозможен. Ведь после срабатывания электроника сигнализирует о том, что подушки нет, и простой установкой новой здесь не обойтись. Если не перепрошить систему, при следующем ДТП она просто не запустится.
Особенности перевозки детей
Если в машине рабочие пневмоподушки, то при перевозке малышей следует быть очень осторожным. Если передняя фронтальная не отключается, то перевозить детей до года впереди категорически запрещено. В более старшем возрасте это возможно только в хорошо зафиксированном детском автокресле при максимально отодвинутом переднем сидении. Ведь, помня о скорости раскрытия airbag после срабатывания, вы должны понимать, что она может достаточно сильно травмировать ребёнка. Вообще, наиболее безопасной, при наличии подушек и без них, считается перевозка детей в зафиксированных автокреслах на сидении позади водителя.
Важно помнить
Правильная работа пневмоподушек, способность их защитить в ДТП во многом зависит от водителя и самых пассажиров. Не стоит забывать о том, что работают подушки и ремни только в тандеме. А потому ставить заглушки и пытаться перехитрить систему не стоит, это чревато последствиями. К тому же наиболее эффективны пассивные элементы защиты только при правильной посадке (как учили в автошколе) и на разумной скорости. Помимо этого, не рекомендовано упираться коленями в место, где находится пневмоподушка, держать на руках сумки и пакеты.
Ведь безопасность человека зависит в большей мере от него самого, а система пассивной защиты только помогает ему в этом.