Достаточно важной частью пассивной системы защиты во время поездки на автомобиле является подушка безопасности водителя и пассажиров. Airbag представляет собой устройство из плотной тканевой оболочки, которое при столкновении наполняется специальным газом за 20–30 миллисекунд и потом сдувается. Таким образом, водитель или пассажир ударяется не о жёсткую обшивку, стекло или руль, а о «надувной шарик». Такой удар значительно мягче и, как правило, приносит меньше травм. Её использование позволяет снизить травматизм и смертность во время аварий на 20–30%.

Подушки безопасности в автомобиле

История возникновения

Впервые подушки безопасности начали использоваться ещё в 40-х годах ХХ века в самолётах. Однако только спустя несколько десятилетий это устройство было впервые установлено в авто (Ford Taunus). Первая airbag достаточно сильно отличалась от современной, да и эффективность её была ниже. Она очень медленно надувалась, и, как результат, водитель успевал травмироваться. О серийности её производства в таком виде не могло быть и речи. Потому ещё достаточно длительное время идея создания подушки, которая раскрывается за доли секунды после аварии и защищает водителя и пассажиров от увечий, оставалась нереализованной.

Однако с ростом аварийности и травматизма на дорогах производители начали задумываться о необходимости дополнительных разработок и исследований в этой сфере. И уже в 1981 году было запущено серийное производство машин, в базовой комплектации которых была airbag. Однако она работала отдельно от ремней и была призвана их заменить.

Ford Taunus с подушкой безопасности

А спустя ещё 6 лет — на автомобилях Мерседес-Бенц W126 начали устанавливать системы пассивной защиты, которые работали комплексно: сначала срабатывали ремни, а потом раскрывалась пневмоподушка. Сегодня система пассивной защиты в большинстве авто работает по этому принципу.

Принцип работы

Система подушки безопасности состоит из нескольких элементов:

  1. Нейлоновая ткань — упаковывается в обшивку салона, руль или сидение.
  2. Датчик подушки безопасности — сигнализирует об аварии. Он срабатывает исключительно при включённом зажигании.
  3. Система, которая наполняет подушку газом — пневмопатрон.

При наступлении аварии датчик передаёт сигнал на пневмопатрон. Он выстреливает и подушка раскрывается, наполняется газом. Скорость раскрытия достаточно высокая, до 300 км/час. Учитывая скорость раскрытия, ваше движение по инерции навстречу, сила столкновения будет достаточно сильной. Можно врезаться на большой скорости в пневмоподушку и травмировать позвоночник или голову. Именно потому наиболее эффективно использование одновременно ремня безопасности и подушки. Первый сначала затянется и значительно уменьшит амплитуду движения человека. Потом раскроется подушка, которая и смягчит удар о руль, другие части машины. Если подушку использовать при непристёгнутом ремне, шанс получить серьёзные увечья значительно возрастает.

Работа подушек безопасности

После срабатывания airbag быстро сдувается, чтобы дать возможность нормально двигаться и выбраться из машины после аварии.

Также современные машины оснащены и дополнительными датчиками, которые сигнализируют о том, что не пристёгнуты ремни. В некоторых машинах присутствует кнопка выключения airbag; датчики, сигнализирующие о силе удара при наличии ступенчатой системы раскрытия подушки; датчик пассажира, который регулирует потребность выстреливания подушек возле пассажирского сидения.

Разновидности airbag

Пневмоподушки бывают нескольких видов:

Фронтальные.

Наиболее распространённый вид. Есть в базовой комплектации большинства машин отечественного и заграничного автопрома последних годов выпуска.

Чаще всего их две. Первая — для ограждения водителя от удара. Устанавливается в центр руля. Вторая — для защиты пассажира впереди. Они отличаются по размеру. Подушка безопасности пассажира обычно значительно больше, имеет дополнительные датчики, которые сигнализируют о наличии либо отсутствии человека рядом с водителем. Когда в машине только водитель, то и подушки при аварии сработают только около него.

Также к фронтальным можно отнести и коленные. Они устанавливаются на уровне ног для защиты коленей, голеней тех, кто на переднем сидении, от ушибов или значительных увечий. Коленные достаточно распространены во многих моделях иномарок.

Фронтальные подушки безопасности

Фронтальные пневмоподушки выстреливают в случае сильного лобового или косого удара в переднюю кузовную часть авто. Могут сработать при наезде на бордюр либо край ямы, в случае падения машины либо жёсткого приземления. Какие и сколько пневмоподушек сработает, определяют специальные датчики, которые распознают степень и направленность удара.

Боковые

Они появились только в 94-м. Сегодня встречаются только на дорогих марках авто. Боковые подушки безопасности могут монтироваться в различных местах, обшивке дверей, сидениях. Они обеспечивают защиту грудной клетки и таза при ударе сбоку.

Боковые подушки безопасности

Разновидностью боковых являются шторки. Разработаны для защиты головы при ударах сбоку.

Внешние

С развитием автоиндустрии технологии пошли вперёд, и сегодня есть подушки безопасности, которые защищают не только внутри салона авто, а и тех, кто снаружи. В 2012-м компания Volvo стала устанавливать внешние пневмоподушки для защиты прохожих при аварии. Учитывая количество аварий с участием пешеходов, сегодня это актуально.

Установка и ремонт

Последние тенденции развития автопрома способствуют тому, что практически все последние модели машин отечественного и заграничного автопрома сходят с конвейера уже с подушками безопасности. Однако владельцам более старых машин, которые беспокоятся о своей защищённости, не стоит расстраиваться. Сегодня есть возможность установить руль с подушкой безопасности на любую машину и, таким образом, дополнительно защитить водителя. Для этого достаточно обратиться на СТО к специалистам. Посетить СТО необходимо и после её срабатывания. Ведь для того, чтобы система пассивной защиты и далее выполняла в полной мере свою функцию, необходимо или же полностью заменить всю систему, что достаточно дорого, или же на СТО вам установят новую подушку и перепрограммируют электронику на старой. Самостоятельный ремонт здесь невозможен. Ведь после срабатывания электроника сигнализирует о том, что подушки нет, и простой установкой новой здесь не обойтись. Если не перепрошить систему, при следующем ДТП она просто не запустится.

Особенности перевозки детей

Если в машине рабочие пневмоподушки, то при перевозке малышей следует быть очень осторожным. Если передняя фронтальная не отключается, то перевозить детей до года впереди категорически запрещено. В более старшем возрасте это возможно только в хорошо зафиксированном детском автокресле при максимально отодвинутом переднем сидении. Ведь, помня о скорости раскрытия airbag после срабатывания, вы должны понимать, что она может достаточно сильно травмировать ребёнка. Вообще, наиболее безопасной, при наличии подушек и без них, считается перевозка детей в зафиксированных автокреслах на сидении позади водителя.

Важно помнить

Правильная работа пневмоподушек, способность их защитить в ДТП во многом зависит от водителя и самых пассажиров. Не стоит забывать о том, что работают подушки и ремни только в тандеме. А потому ставить заглушки и пытаться перехитрить систему не стоит, это чревато последствиями. К тому же наиболее эффективны пассивные элементы защиты только при правильной посадке (как учили в автошколе) и на разумной скорости. Помимо этого, не рекомендовано упираться коленями в место, где находится пневмоподушка, держать на руках сумки и пакеты.

Ведь безопасность человека зависит в большей мере от него самого, а система пассивной защиты только помогает ему в этом.