Виброгаситель представляет собой механическое устройство, снижающее силу механических колебаний. Принцип работы устройства прост: основываясь на эффектах резонанса и антирезонанса, оно гасит амплитудные колебания за счёт синхронизирующего устройства. На сегодняшний день используется очень много видов виброгасителей; область их применения широка и разнообразна: от электродвигателей до холодильных установок. Разумеется, автомобильная промышленность не осталась в стороне; в современном автомобиле может использоваться до пятидесяти таких приборов!

Виброгаситель для автомобиля

Зачем они нужны

Первоначально виброгасители стали использовать для улучшения шумоизоляции в салоне авто, однако конструкторы быстро осознали и стали использовать побочный эффект: продление срока службы деталей. Это логично, ведь вибрации не способствуют прочности механических соединений, и специальный прибор, сводящий их на нет, быстро стал неотъемлемой частью конструкции. В плане основного использования, шумоизоляции, устройство работает как превентивная мера, убирая источник шума, то есть вибрацию.

По-другому прибор называется «демпфером вибрации». За счёт жёсткого соединения с агрегатом демпфер принимает на себя его колебания. Внутри виброгасителя установлен компенсирующий механизм. Это может быть газовый амортизатор, подпружиненный поршень и т. п. Суть его работы в том, что принятые на корпус вибрации он минимизирует за счёт своего резонирующего действия.

Комплект виброгасителя
С помощью виброгасителя можно улучшить шумоизоляцию в салоне автомобиля

Сейчас самым распространённым видом виброгасителя по праву считается динамический. Его чаще всего используют производители, он, являясь новым витком развития технологии, работает эффективнее и надёжнее, чем обычный. В состав комплекта динамического виброгасителя входят прорезиненные бамперные прокладки, винты крепления и, собственно, сам прибор.

Чем они отличаются

Динамический демпфер жёстко крепится к агрегату автомобиля, чьи вибрации он призван погасить. При возникновении колебаний виброгаситель начинает двигаться в противофазе к корпусу детали, тем самым провоцируя эффект антирезонанса. Благодаря системе жёсткого демпферного крепления колебания передаются на механизм компенсации, который выполнен из расчёта работы в амплитудной противоположности, то есть когда агрегат движется, условно говоря, вниз, динамический виброгаситель начинает движение вверх, и наоборот. После нескольких фаз противонаправленного движения колебания нивелируются.

Из-за того, что невозможно заранее предугадать, какой силы и амплитуды будут колебания, производители конструируют демпферы по максимально возможным показателям для каждой детали. Именно поэтому динамические виброгасители не являются обратно совместимыми деталями. Их нужно использовать только в предусмотренных производителем местах — и только соответствующие модели приборов.

Крепление на машину

Как правило, общим моментом в демпферах от разных автопроизводителей является использование прибора в районе задней опоры двигателя. Это, действительно, выглядит логично, так как основной источник вибрации в автомобиле — как раз двигатель. Таким образом, создавая противодействие его колебаниям, прибор устраняет шум, который водитель слышит в салоне, и вибрации, которые на высоких оборотах и скоростях могут нести опасность.

Стандартный срок службы виброгасителя составляет 10 лет. Такой долгий срок работы достигается за счёт тщательной проработки конструкции, использования устойчивых к механическому воздействию материалов и выбору места установки прибора. Как мы уже писали выше, разные автопроизводители выбирают различную схему компоновки демпферов в своих авто.

Вместо заключения

Итак, динамическому виброгасителю в современном автомобиле отведена действительно важная роль. Помимо шумо- и виброизоляции, этот прибор уберегает детали от разрушительного воздействия, продлевая срок жизни вашего автомобиля. Поэтому, как только почувствуете непривычные колебания на скорости, сразу же езжайте в гараж и проверяйте виброгаситель на профпригодность.