Многие автолюбители, причём как новички, так и опытные водители, желают самостоятельно отремонтировать ходовую часть автомобиля. Оно и ясно, ведь работы там знающему человеку на несколько часов, а в сервисных центрах за такую работу запросят баснословную сумму. Именно поэтому водителей интересует, как протекает замена стойки амортизатора и какие нюансы при этом следует знать. Замена амортизаторов и их стоек — процесс трудоёмкий, но совершенно несложный. Более того, если вам когда-то приходилось производить замену, например, передних амортизаторов, то и задние вы сможете заменить без проблем, ведь алгоритм действий тот же. Единственное, что усложняет ситуацию, — это количество производителей автомобилей, ведь каждая компания старается реализовывать ходовую часть по своим наработкам. Поэтому процесс замены на разных моделях может отличаться, но не существенно.

Автомобильная подвеска
Амортизаторы смягчают удары при движении автомобиля

Как понять, что амортизаторы уже неисправны

Опытные автомобилисты сами способны определить состояние ходовой части. Они наблюдают, как машина ведёт себе на дороге, и делают соответствующий вывод. Заметить это довольно просто, автомобиль с просевшими амортизаторами при езде на скорости выше 70 км/час начинает заносить по дороге. Более того, когда вы проезжаете ямку или кочку, слышится характерный стук, этот звук идёт именно от ходовой.

Также проверить состояние амортизаторов можно самостоятельно. Достаточно находиться рядом с автомобилем. Порядок действий следующий, нужно надавить на любой край кузова до предела, допустим, на задний. После этого резко отпустить, исправный амортизатор автомобиля должен быстро и плавно поднять кузов. А если же кузов поднялся до максимальной верхней точки и начинает опускаться вниз, другими словами, просто раскачивается? В таком случае вас ожидают плохие новости, ваше авто требует замены задних амортизаторов.

Столь же действенным является и внешний осмотр ходовой части. Загнутый шток, маслянистые подтёки подскажут вам, что система уже износилась и требует ремонта.

Необходимое оборудование для ремонта и замены

Для ремонта и замены понадобится такой инструмент:

  • пассатижи;
  • домкрат;
  • отвёртки (плоская и крестовая);
  • молоток;
  • щётка для очистки от грязи;
  • накидные ключи;
  • рожковые ключи;
  • головки с воротками;
  • стяжки;
  • жидкость WD-40.

Запчасти, требуемые для ремонта: пыльники, стойки или новые амортизаторы, отбойники.

Стяжки для демонтажа амортизаторов

Алгоритм действий при демонтаже

Будем рассматривать процесс замены передних амортизаторов на примере автомобиля Hyundai Getz. Первое, что необходимо сделать, — снять уплотнители и другие детали под капотом автомобиля в моторном отсеке, которые могут помешать нам в процессе работы. Другими словами, вы должны получить беспрепятственный доступ к верхней опоре стойки.

Теперь снимайте заглушку, а после этого откручивайте гайку, которая крепит шток к стойке. Удобнее делать это накидной головкой на удлинителе, при условии, что автомобиль стоит на всех колёсах, а стойка ещё не снята. Если вы заранее сняли стойку, процесс усложнится, ведь вам придётся зафиксировать шток, чтобы он не прокручивался. Теперь поднимите автомобиль на домкрате, чтобы колесо не касалось пола (земли). Обязательно обезопасьте себя, подставьте дополнительные подставки под авто.

Теперь следует снять колесо и зачистить щёткой все резьбовые соединения, которые увидите. Дальше производите очистку стабилизатора планки, винта, тормозного шланга и даже болтов. После чистки обязательно смочите болты жидкостью WD-40. Раскрутите гайку, которая крепит шарнир, и послабьте винт, который закрепляет тормозную магистраль. Обратите внимание, если автомобиль оборудован системой ABS, то аккуратно снимите датчики с кабелями со стойки и отодвиньте их в сторону.

Обработка средством WD-40

Теперь обращаем внимание на болты крепления, откручиваем гайки и вытаскиваем сами болты. При этом вам придётся выбивать их молотком, так как сидят они очень плотно. После того как вы извлекли болты, стойка снизу больше ничем не закреплена, теперь можно приступить к её демонтажу сверху. Теперь отворачиваем болты, которые крепят ходовую систему к кузову, и снимаем стойку вместе с пружиной и опорной частью.

Теперь нужно закрепить пружину между стяжек и постепенно сдавливать её до тех пор, пока не обнаружится зазор между её краем и чашкой опоры. Далее, нужно до конца открутить гайку на штоке, после чего вы сможете снять опорную чашку и саму пружинку. Внимательно осмотрите другие детали на наличие повреждений, при обнаружении повреждений их следует заменить.

Алгоритм действий при монтаже

Теперь можете приступать к замене амортизаторов, если производитель в рекомендациях указал осуществить прокачку, обязательно сделайте это.

Надевайте на шток заменённой стойки новые пыльник и отбойник. Важный момент, при монтаже не забудьте надеть на стойку прокладку, которая находится под пружиной. Вы можете снять её со старой стойки, если она в удовлетворительном состоянии, или купить новую. Затем наденьте на корпус пружину, делайте это аккуратно и внимательно, нижний и верхний витки должны совпасть с пазами. Набросьте сверху чашку опорную и закрепите её гайкой.

Расслабьте стяжки на пружине и опустите её в соответствующие пазы, проденьте шпильки в специальные отверстия и закрутите их пружинами. В процессе сборки внимательно осмотрите поперечный стабилизатор, если он болтается, значит, необходимо заменить его резиновые втулки. Теперь закрутите стойку на нижних опорах, закрепите колесо и снимите автомобиль с домкрата, предварительно убрав подставки. После этого затяните гайку на штоке и на шпильках.

Вот и всё, процесс замены амортизаторов завершён, теперь вы убедились, что это не очень трудно. Теперь повторите манипуляции на второй стороне автомобиля. На автомобиле Hyundai Getz не предусмотрен заводом процесс регулировании развала, поэтому этот пункт мы опустим. Соответственно, установив на небитый кузов исправные комплектующие, никаких дополнительных проблем не возникнет. Стоит отметить, что мы не изменяли показатель длины рейки руля, поэтому сход-развал останется таким, как и был до замены.

Обратите внимание, амортизаторы всегда меняются парно, чтобы автомобиль вёл себя одинаково на каждом колесе (из передних или задних) во время езды. Так вы обезопасите себя от риска попасть в ДТП.

Задние амортизаторы

Практически во всех автомобилях система амортизации на задних колёсах упрощена. Там используется лишь один амортизирующий элемент, а не целая стойка, как на передних колёсах. Поэтому чтобы заменить его, достаточно открутить болты на нижней и верхней опорах. Если в вашей модели авто амортизатор не закрыт пружиной — процесс замены пойдёт гораздо быстрее. Опытные мастера вместе с амортизатором меняют и втулку, чтобы не появлялся люфт.

Вывод

Мы подробно рассмотрели процесс замены амортизаторов на передних и задних колёсах. Если вникнуть в процесс, то станет ясно, что ничего сложно здесь нет. Единственный минус такого ремонта — это его длительность. Однако, заменив амортизаторы самостоятельно, вы сэкономите круглую сумму, которую раньше пришлось бы отдать на СТО.