Во времена зарождения автомобилей о приборной панели не было речи. Но с развитием технологий водитель стал нуждаться в информации о работе двигателя. Как правило, приборная панель сегодняшнего авто включает спидометр, индикаторы состояния систем авто и тахометр.

Панель приборов автомобиля

Автомобильный тахометр стал необходимостью с появлением многоступенчатой трансмиссии. Любой автомобилист знает, что когда стрелка приближается к «красной зоне», пора переключать передачу. Тахометр измеряет количество оборотов двигателя в минуту. Конечно, это очень приблизительное объяснение и сейчас мы его слегка расширим.

О каких оборотах речь

Данные тахометра очень важны и для вождения, и для диагностики двигателя. Тем парадоксальнее тот факт, что его измерения приблизительны. Погрешность самых точных приборов (из тех, что ставятся на гражданские машины) составляет сотню оборотов. У менее навороченных моделей — уже 500. То есть, несмотря на важность показателей, водитель не получает точных цифр. Дело в том, что принцип работы тахометра предполагает снятие данных с датчиков и обработку их на управляющем контроллере. Датчики установлены на коленвале. Его вращение они и замеряют. За время обработки этих данных динамика движения может измениться; соответственно, период обновления должен быть очень маленьким, если мы хотим получать актуальные данные в реальном времени. Это очень сложно с инженерной точки зрения: датчики, протокол управления и алгоритм обработки для подобной технологии пришлось бы улучшать на несколько порядков по сравнению с текущим их уровнем. Разумеется, если бы погрешность была критична, эту проблему уже решили бы.

Датчик оборотов коленчатого вала

Однако точность измерения автомобильного тахометра не нуждается в модернизации. На самом деле сегодняшнего уровня вполне достаточно. Ведь, по сути, количество оборотов двигателя при переключении передачи не должно быть фиксированной величиной, это всегда интервал. Двигатель настроен на работу с трансмиссией в таком режиме. Поэтому чрезмерное усложнение технологии измерения нецелесообразно. Вы можете поспорить, что переключение в фиксированной точке может понизить износ сцепления и коробки передач. Тем не менее даже для передовой разработки инженеров в плане автоматической трансмиссии, а именно преселективного робота с больше чем одним сцеплением, существующей точности вполне хватает, для того чтобы переключаться на следующую передачу в оптимальное время. Диапазон оборотов позволяет не заниматься излишним усложнением конструкции, сосредотачиваясь на действительно важных вещах.

Более точные образцы

Единственная область, в которой использование более сложной техники оправдано — это диагностика и настройка. Для того чтобы выставить передаточные числа наиболее оптимально, механики используют цифровые автомобильные тахометры. Именно о таких приборах мы упоминали выше, когда речь шла о меньшей погрешности. За счёт того, что это выносные тахометры, они используют внешний блок обработки данных. Большая мощность вычислительного блока, соответственно, даёт большую точность измерений и высокую скорость отображения. Проблема в том, что в движении такая точность абсолютно бессмысленна. В сервисе или конструкторском отделе завода при настройке коробки передач прецизионная точность также будет излишней. Всё дело как раз в том, чтобы подобрать для коробки передач не точную величину, при малейшем изменении которой переключение не состоится, а диапазон, при попадании в который процесс переключения запускается. Так как он не может стать мгновенным (даже в весьма быстром роботе), нахождение в диапазоне, а не в конкретной точке, не прервёт переключение. В то же время если речь идёт о конкретной величине, то увеличение оборотов или их снижение даст автомобильной электронике ошибочный сигнал. Именно поэтому допуск всё равно остаётся.

Электронная приборная панель

Как с ним работать

Взаимодействие тахометра с водителем интуитивно понятно. На традиционной приборной панели универсальный вид автомобильного тахометра представляет собой шкалу и перемещающуюся по ней стрелку. Даже цифровые тахометры, получающие сегодня всё большее распространение, в подавляющем большинстве случаев выглядят именно так. Обусловлено это тем, что водителю в движении гораздо проще воспринять изображение, чем цифры, и наглядное отображение данных в виде стрелки и красной зоны интуитивно понятно практически любому вне зависимости от опыта. Поэтому при езде вы можете выбирать момент для переключения после беглого взгляда на приборную панель.

Другое дело — выносные тахометры. В основном они, как уже упоминалось выше, используются для настройки и диагностики. Вы подключаете датчики (куда именно, зависит от вашего двигателя и системы управления автомобиля), заводите автомобиль и считываете значения, меняя настройки двигателя в зависимости от них: выставляете обороты холостого хода, меняете передаточные числа трансмиссии и т. д. Естественно, если вы не уверены в том, что можете это сделать, лучше обратиться к профессионалам.

Выносной тахометр атомобиля

Способ подключения выносного тахометра, как уже упоминалось, зависит от машины. Если она оборудована диагностическим разъёмом, то интерфейс подключения уже есть и можно его использовать. Данные будут переданы и обработаны внешним тахометром, мощность вычислительного блока которого должна быть выше интегрированного в систему прибора. Во всех остальных случаях требуются навыки механика или инженера, чтобы выбрать правильное место установки контрольного оборудования.

Если по каким-то причинам вы хотите заменить встроенный автомобильный тахометр внешним блоком, то некоторые модели могут вместо цифр рисовать на дисплее более привычную окружность и стрелку. Однако, как уже мы не раз сказали, это вряд ли будет иметь смысл, ведь точность измерений с текущей погрешностью не является критичной.

Оргвыводы

Автомобильный тахометр, едва появившись на приборной панели автомобиля, сразу же стал незаменимым. Его показания приблизительны, но их хватает, для того чтобы выбрать оптимальный режим движения и следовать ему. Наряду со спидометром, который тоже нельзя назвать точным прибором, тахометр упрощает автомобилисту жизнь, попутно заботясь о его безопасности, не позволяя водителю пропустить момент переключения передачи.