В автомобильной системе зажигания важную роль играет коммутатор. Если он неисправен, тогда двигатель соответственно запустить не удастся. Именно поэтому водители с большим стажем, в особенности владельцы автомобилей отечественного производства, зачастую прихватывают с собой запасной переключатель.

Коммутатор системы зажигания

Что же такое коммутатор и принцип его работы

Он является довольно сложной системой, содержащую в себе разные микросхемы, транзисторы, стабилитроны и резисторы, установлен он на пути у заряда электричества между катушкой зажигания и свечой, которая помогает воспламениться смеси бензина с воздухом. Чтобы понять принцип его работы, нужно знать, что коммутатор делится на 2 типа.

1. Коммутатор механического прерывания

В Советском союзе, до 1988 года, основную часть автомобилей оснащали такими узлами. В то время это были достаточно актуальные, но очень ненадёжные выключатели. Они приводились в действие механическим прерыванием, тем самым размыкая первичную цепь низкого напряжения, из-за чего возникал электромагнитный импульс в цепях трансформатора, который, в свою очередь, передавался на свечу зажигания будучи преобразованным в электрическую искру. В цепь включался конденсатор с целью обеспечения безопасности.

2. Коммутатор бесконтактного действия

В народе они называются транзисторными коммутаторами. Вообще, работают они одинаково, отличаются только механизмом исполнения. Входной транзистор, который служит шлюзом для потока электроэнергии, осуществляет прерывание тока в электрических цепях. На нынешних автомобилях установлены такие коммутаторы, которые контролируются электроникой.

При всём этом первые не составляют особой конкуренции транзисторным.

Система зажигания автомобиля
Схема системы зажигания автомобиля

Как проверить коммутатор

Для начала перед проверкой его нужно очистить от грязи любыми доступными способами. При его проверке вы сможете определить, попадают ли от него импульсы на катушку зажигания.

Сейчас есть немалое количество способов его проверки. Часть из них может потребовать каких-либо инструментов или же помощника. Но есть несколько относительно простых.

Один из лёгких методов проверки переключателя — это произвести его замену на рабочий и сравнить результаты, посмотреть подаётся ли напряжение на приборы. Нужно сделать это обоими способами: нагрузкой и вольтметром, проверить входной сигнал, который подаётся на него с помощью осциллограммы. Точно так же проверить выходной сигнал. Если же ваш автомобиль оснащён вольтметром на приборной панели, то проверить можно, всего лишь следя за его шкалой. Для того чтобы это произвести, нужно включить зажигание, в этот момент показания на вольтметре должны равняться примерно 12 В, и подождать некоторое время, пока переключатель доберёт в себя напряжение. После того как зажигание включилось полностью, стрелка на приборе на небольшой промежуток времени замирает, а потом продолжает двигаться около 1 миллиметра вправо. Если у вас очерёдность не такая, то это, скорее всего, проблемы с коммутатором.

Ещё для проверки работы зажигания можно использовать лампочку или мультиметр (но лампочкой значительно проще). Для этого нужно подсоединить один её контакт на выход катушки, что соединён с клеммой переключателя, а другой — к нагрузке. Если коммутатор исправен, то лампочка замигает и через некоторое количество времени загорится более ярко.

Но можно не заморачиваться и сразу поставить новый, как делают большинство автолюбителей, ведь поменять его дело нескольких минут.

Ремонт коммутатора зажигания

Со временем всё выходит из строя и коммутаторы не исключение. И не столь важно, какой прерыватель был установлен в ваш автомобиль, отремонтировать его будет достаточно сложно. Ну только если вы специалист в области электроники или радиотехники, в таком случае исправить неполадку путём перепайки вам будет совсем просто.

Но всё же купить новый и заменить значительно проще, нежели попробовать починить. Тем более перепаянные контакты могут оказаться менее надёжными. Поэтому ремонтировать его не вариант, смело покупайте новый.

Ремонт коммутатора

Как заменить коммутатор зажигания

Местонахождение коммутатора на разных марках автомобилей разное. Но мы всё же попробуем разобраться, как же его заменить. Обычно он находится в самом верху двигателя и крепится двумя гайками к кузову. Прежде чем начать его снимать, нужно отключить аккумулятор. Затем от самого коммутатора отсоединить фишку с проводами. Далее, открутить гайки, которые крепят его к кузову. И всё, пришло время его снимать. Установка нового коммутатора аналогична только соответственно в полностью обратном порядке.

Заключение

Нужно отметить, что в случае выхода из строя коммутатора сильно огорчаться не стоит. И неважно какой у вас автомобиль, в случае замены этого элемента цена вопроса совсем невелика. И для того чтобы с вами не случилось беда на дороге с неисправным коммутатором, лучше заранее запастись запасным и возить его с собой.