Источник:auto.mail.ru

Как вы регулируете руль и кресло своего автомобиля? На первый взгляд — это очень простой вопрос. И большинство водителей, не задумываясь, отвечают, что просто делают так, чтобы было удобно. Но всегда ли понятия «удобно» и «правильно» совпадают? К сожалению, нет. Привычная посадка и правильная посадка — зачастую абсолютно разные вещи. Почему же правильная посадка за рулем так важна?

Женская осанка

Как ни странно, посадка водителя неразрывно связана с безопасностью вождения. К сожалению, в автошколах уделяют этому очень мало внимания. Вот и выезжают на дорогу «волшебники-недоучки». Именно поэтому практически все тренинги по повышению водительского мастерства начинаются именно с анализа посадки. Почему? Все очень просто.

Что подразумевают, когда говорят «правильная» посадка? Имеется в виду, что водитель сидит таким образом, что средства управления автомобилем — все эти рычаги, педали, руль и т.д. — расположены так, что ему не приходится тянуться к ним. А это значит, что в критической ситуации водителю понадобится гораздо меньше времени, чтобы среагировать. Зачастую именно эти драгоценные секунды и спасают жизнь ему и пассажирам. К тому же, приучив себя сидеть правильно, вы вскоре с удивлением заметите, что стали гораздо меньше уставать за рулем. И вождение стало приносить вам настоящее удовольствия.

Есть и еще один момент. Врачи утверждают, что неправильная посадка — особенно если автомобиль для вас это «второй дом» и вы проводите в нем очень много времени — может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Во-первых, могут начаться сильные боли в спине. Ведь расположившись в кресле неправильно, вы невольно перегружаете один из отделов позвоночника — либо поясничный, либо шейный. Во-вторых, могут появиться боли в суставах и головные боли.

Допустим все это имеет отношение скорее к профессиональным водителям…

Но! Вам же, наверное, тоже не хочется, проведя 2-3 часа за рулем — например, при поездке на дачу — весь остаток дня чувствовать себя «старой развалиной» и хвататься попеременно то за спину, то за голову? Согласитесь, удовольствия мало. Так как же избежать всех этих неприятностей? Правильная посадка за рулем автомобиля — это решение если и не всех, то, по крайней мере очень многих, проблем.

Конечно, у каждого человека свои особенности телосложения, свои параметры. Рост, вес, длина рук и ног — все это очень индивидуально. Поэтому единых правил по регулировке кресла и рулевого колеса просто не существует — т.е. никто не скажет вам, что кресло должно быть приподнято на столько-то сантиметров от уровня пола и находиться на таком-то расстоянии от руля.

А как же тогда установить все правильно? Да очень просто! Надо ориентироваться не на сантиметры, а на положение рук, ног, спины и головы.

Положение головы и тела

Спина должна как можно плотнее прижиматься к спинке кресла, а затылок — находиться на одной линии с позвоночником. Установлено, что именно такое положение позволяет дольше концентрировать внимание. Спинка правильно отрегулированного кресла должна быть практически вертикальной — возможен лишь небольшой наклон.

Обратите внимание на то, как зафиксирован подголовник. Основная задача этой «детали» — предохранять затылок от возможных повреждений в случае аварийной ситуации. Поэтому установить его надо таким образом, чтобы он находился на уровне верхней части вашего уха.

Положение рук

Представьте что руль — это циферблат больших часов, а ваши руки — это стрелки. Поместите обе руки на рулевое колесо. Запястье правой руки должно соответствовать воображаемой цифре два, запястье левой — десяти. Вам удалось проделать это, не отрывая спину от спинки водительского кресла? Значит, вы сидите правильно.

Проведем еще одну проверку. Дотроньтесь запястьем до «цифры 12». Не пришлось тянуться? Ну, тогда точно все в порядке. Также желательно, чтобы при вождении, кисти рук не поднимались выше уровня плеч. Поэтому, если есть такая возможность, постарайтесь отрегулировать высоту рулевой колонки.

При движении руки должны располагаться на «цифрах» десять и два или девять и три. Вращать руль нужно двумя руками, с перехватом. Следите за тем, чтобы при повороте рулевого колеса на 180 градусов ваши руки не перекрещивались — тогда вы можете быть уверены в том, что не сломаете ногти, пальцы и не «потеряете» руль, если автомобиль тряхнет на неровной дороге.

Положение ног и регулировка зеркал

Для того чтобы определить правильное положение необходимо устроиться в кресле и выжать педаль сцепления до упора. При этом левая нога должна быть чуть-чуть согнута в колене. Следите за тем, чтобы ноги не касались руля. Нажимать на педали следует серединой стопы. Это — самое удобное и проверенное положение. Так нога на соскользнет и, при необходимости, ее легко можно будет переместить с одной педали на другую.

Следите за тем, чтобы ноги не находились в напряжении — для этого бедро должно опираться на сидение. Между краем сидения вашего автомобиля и внутренней стороной колена — сгибом — должно быть расстояние примерно в ладонь.

Устроились? Теперь надо отрегулировать зеркала заднего вида. Во внутреннем зеркале должна отражаться средняя часть заднего стекла. Понятно, что в зависимости от размера зеркала, вы будете видеть заднее стекло либо полностью, либо частично. Во внешнем зеркале вы должны видеть дорогу за машиной, линию горизонта, кусочек неба и небольшую часть борта вашего автомобиля. Удобно? Теперь еще раз нужно все проверить.

Пристегните ремень безопасности. Поставьте ноги на педали, а руки положите на руль таким образом, как они будут располагаться при езде. Убедитесь в том, что приборная доска хорошо просматривается и ни один из приборов не перекрыт рулевым колесом.

Одновременно поднимите руки и ноги, оторвав их от руля и педалей. Вам пришлось отрывать спину от спинки сидения? Нет? Значит, все в порядке.

Самые распространенные ошибки

  1. Водитель садится таким образом, что оказывается слишком близко к рулю. На водительском сленге о таких говорят: «жует бублик». Почему-то многие считают, что так лучше видна дорога.Чем плоха такая посадка? В этом положении водителю приходится сильно сгибать ноги и руки, что ограничивает свободу действия. В критической ситуации вы просто можете не успеть среагировать. К тому же, при такой посадке мышцы шеи и спины сильно напряжены. К концу поездки — особенно, если она долгая — вы, скорее всего, почувствуете себя абсолютно «разбитой».
  2. Водитель сильно откидывается в кресле — практически лежит в нем. Казалось бы, очень даже удобно! Ничего подобного. Вы будете вынуждены все время подтягиваться вперед, держась за руль. Основная нагрузка приходится на мышцы рук — ведь спина уже не упирается в спинку кресла. В итоге скорость и точность реакции уменьшаются. Руки устают. Да и дорогу в таком положении видно гораздо хуже.
  3. Другой, достаточно распространенной ошибкой является привычка держать руки в нижнем секторе руля и сжимать его «мертвой хваткой». Может быть это и кажется удобным, но при таком положении угол поворота руля ограничивается.

Как же правильно держать руль?

Самым надежным считается «закрытый захват». Что это такое? Это такое положение кистей рук, когда четыре пальца охватывают рулевой обод снаружи, а большой находится внутри его. Такой захват поможет вам, при необходимости, остановить непроизвольное вращения рулевого колеса.

Стоит ли сильно сжимать руль? Конечно, нет. У водителя, «вцепившегося» в рулевое колесо, очень скоро устанут руки. Это целесообразно только в критической ситуации. Ну или если вы собрались «на природу» и пытаетесь проехать по бездорожью. В обычной ситуации руль можно сравнить с маленькой птичкой — ваша задача не дать ей улететь, но и не придавить насмерть.

Вот, кажется, и все, что нужно знать о том, как правильно сидеть за рулем. Все не так уж и сложно, верно? На самом деле достаточно уделить этому совсем немного внимания — просто какое-то время последить за собой — и вы поймете, что такая посадка не только правильная, но и самая удобная.

Осталось только пристегнуть ремень безопасности — и можно отправляться в дорогу.

Счастливого пути!