Несмотря на то, что трансмиссия является самым устойчивым и долговечным агрегатом автомобиля, поломки порой случаются и ней. Одна их наиболее частых неприятностей – когда передачу «выбивает» прямо на ходу. Практика показывает, что такие неполадки происходят по одной из пяти причин.

Износ синхронизаторов

Синхронизаторы отвечают за работу шестерен и валов коробки передач. Этот механизм присутствует в составе как автоматических, так и механических трансмиссий. Он делает переключение скоростей плавным и мягким, но при этом максимально быстрым.

Понятие износа подразумевает истирание зубьев, которые в момент переключения скоростей передают усилие на муфту.

Со временем плотность контакта сопрягаемых деталей ухудшается, зубья синхронизатора стачиваются. Как следствие, шестерня теряет способность двигаться и выталкивает рычаг переключения передач в нейтральное положение. Неисправность также сопровождается повышенным шумом из коробки и ударами при наборе скорости.

Износ синхронизаторов – серьезная неисправность, которая снижает динамические характеристики автомобиля. Если проблему игнорировать, машина попросту потеряет способность ездить.

К сожалению, шестерни не подлежат ремонту, потому что при износе теряют часть рабочей поверхности. Чтобы восстановить функцию коробки, потребуется ее демонтаж, разборка и замена комплектующих вместе с трансмиссионным маслом.

Износ подшипников промежуточного или ведомого вала

В основе трансмиссии лежит тандем валов: промежуточного и ведомого. Их движение обеспечивают подшипники. Когда они новые, зазоры между роликами и корпусом соответствуют допустимому и составляют доли микрон. Но по мере истирания контактирующих элементов эти зазоры увеличиваются, а смазка наполняется сторонними примесями.

Проблема начинает проявлять себя в виде стука – сначала он едва слышен, но со временем усиливается. В определенный момент КПП начинает произвольно выталкивать рычаг в нейтральное положение.

Вышедшие из строя подшипники подлежат замене. Процедура эта весьма дорогостоящая, она потребует снятия коробки и вскрытия корпуса. Вместе с деталями, разумеется, замене подлежит и масло.

Поломка привода переключения передач

Самопроизвольное выскакивание передач может происходить из-за поломки в приводе переключения скоростей. В механической трансмиссии неисправности также сопровождаются хрустом при переводе рычага в последующее положение. АКПП начинает работать с рывками при наборе скорости машиной.

По сути, привод – это комбинация шестеренчатых деталей и других элементов, расположенных в плотном контакте друг с другом.

Несмотря на то, что нагрузка, которую принимает каждая деталь, одинакова, износ всех компонентов привода происходит неравномерно. Из-за этого «выбивание» имеет место только при внезапном изменении нагрузки на привод – резком ускорении или торможении с помощью двигателя.

Работоспособность КПП можно продлить, если не использовать агрессивный стиль вождения, трогаться с места плавно и всегда полностью выжимать педаль сцепления при переключении скоростей.

Износ шлицев

Шлицевые соединения в узлах трансмиссии испытывают высочайшие нагрузки и передают большие вращающие моменты. Их износ происходит под воздействием сил трения и в результате длительного термического воздействия на деталь. Ресурс также снижается из-за дефицита смазки, качества масла, наличия мелкого мусора в соединении либо при длительном простое автомобиля.

Степень износа шлицев может быть разной, но практически всегда сопровождается стуками и рывками при переключении скоростей. При этом работоспособность автомобиля сохраняется.

Следует иметь в виду, что изношенные шлицы – это не только самостоятельная поломка. Они также могут стать причиной повреждений других, более дорогостоящих сборочных единиц.

Выход из строя штока переключения

Шток и вилка переключения скоростей отвечают за выбор передачи, передавая соответствующую нагрузку от рычага КПП к валам благодаря возвратно-поступательным движениям. Хоть детали и имеют большой ресурс, при интенсивном стиле вождения они часто приходят в негодность. А все потому, что для нормальной работы им также требуется смазка, обеспечивающая идеальное скольжение поверхностей и исключающая трение.

Причиной износа штока может быть некачественное масло, запоздалая его замена, истекший срок службы агрегата. Помимо «выбивания» передач, неисправность также сопровождается посторонними шумами и незначительным подтеканием масла.

По мере выработки штока, изнашиваются и сопрягаемые компоненты узла: втулки шарнира, наконечники, сальник, защитный чехол и хомут. Замена, как правило, производится комплектом.