Попадание масла в охлаждающую жидкость (антифриз, тосол, ОЖ) — всегда серьезная ситуация. Обычно причинами ее возникновения является выход из строя прокладки ГБЦ или теплообменника, элементов охлаждающей системы. Поэтому водители должны хорошо знать признаки, свидетельствующие о наличии примеси смазочного материала в антифризе.

Цвет антифриза

В норме тосол представляет собой прозрачную жидкость зеленого, красного, желтого или темно-голубого цвета. При длительной эксплуатации он темнеет, и обычно это происходит к моменту необходимого замена, предусмотренной техническим регламентом.

Если же цвет хладагента изменился значительно раньше предусмотренного срока эксплуатации, то это является свидетельством того, что в него попало моторное масло.

Консистенция антифриза

Нормальный хладагент имеет водянистую консистенцию, но при попадании в него смазочного материала она становится более густой, вязкой, маслянистой. Оценить консистенцию достаточно просто: для этого необходимо капнуть на палец 2-3 капли ОЖ и тщательно растереть их. Без примеси загрязнений она в течении нескольких секунд испаряется с кожи, а загрязненная смазочным материалом будет образовывать на пальцах липкую пленку.

Пленка на поверхности хладагента

Попадание смазочного материала в расширительный бачок сопровождается появлением на поверхности хладагента темной пленки с радужными разводами. Это явление связано с эффектом дифракции.

Запах охлаждающей жидкости

Хладагент обладает легким фруктовым запахом, а некоторые его марки вообще не пахнут ничем. Попадание в него смазочного материала приводит к появлению неприятного запаха гари. И чем больше загрязнений попадет в охлаждающую жидкость, тем сильнее будет выражен этот горелый аромат.

Перегрев мотора

Моторное масло, попавшее в тосол, значительно изменяет его физико-химические свойства. В результате этого он частично утрачивает свою способность к полноценному охлаждению двигателя из-за снижения температуры кипения.

Поэтому нередко, особенно в летнее время, возникают ситуации выдавливания хладагента из-под крышки расширительного бачка или радиатора. Кроме того, перегрев силового агрегата сопровождается и нарушениями в его работе.

Воздушные пузырьки

При разгерметизации системы в расширительном бачке хорошо заметны выходящие из антифриза пузырьки воздуха. Наиболее заметны они во время работы двигателя на повышенных оборотах.