Значительная часть автопарка нашей страны представлена автомобилями с карбюраторами. И хотя минусов у карбюратора достаточно, есть и плюсы: это ремонтопригодность и неприхотливость к топливу.

Карбюратор Солекс

Именно эти качества позволяют усовершенствовать карбюратор и отрегулировать его, чтобы повысить эластичность двигателя, одновременно сохранив его экономичность.

Важно: прежде чем приступать к доводке карбюратора, убедитесь, что двигатель и топливная система автомобиля в хорошем состоянии. Не должно быть проблем с компрессией, бензонасосом и масляным фильтром. Начинать тюнинг карбюратора Солекс можно только после устранения этих проблем. Необходимо произвести полный осмотр и регулировку основных систем и механизмов двигателя, проверить исправность высоковольтных проводов, катушки зажигания, работоспособность воздушных фильтров, тягу привода, свечи зажигания. После этого карбюратор нужно как следует отмыть и почистить сетчатый фильтр. Затем желательно замерить расход топлива во время пробной поездки протяжённостью около 100 км — такая дистанция даст максимально точный замер. Ещё лучше — 100 км туда и обратно, сохраняя одинаковый режим движения, чтобы на результат не влияли погодные условия и рельеф дороги.

Чистка и уход

Автовладельцы часто сталкиваются с тем, что карбюраторы Солекс засоряются, в результате необходима постоянная чистка, т. к. забиваются жиклёры. Пыль, смешиваясь с маслом, превращается в налёт на карбюраторе. Постепенно слой этого налёта утолщается, частицы с него отваливаются, попадая в поплавковую камеру, следствием чего являются засорённые жиклёры.

Очевидно, что постоянная чистка карбюратора не идёт ему на пользу, поскольку приходится то и дело его разбирать. Наиболее подходящим решением может быть изменение высоты слишком низко расположенных балансировочных отверстий. Один из способов поднять их повыше — вставить трубочки, чтобы грязь не могла попадать в отверстия. Можно поэкспериментировать со стержнями от гелевых ручек — их диаметр (5 мм) хорошо подходит для этих целей. Трубочки необходимо хорошо закрепить, как вариант — нагреть паяльником. Вместо стержня от ручек можно использовать подходящий по диаметру фрагмент от обычной антенны.

Разобранный карбюратор

Улучшение динамики автомобиля

Проще всего ускорить автомобиль, взяв подходящий карбюратор Солекс от «Нивы» и поставив взамен того, что стоит на ВАЗах.

Но ещё можно усовершенствовать карбюратор путём замены одних деталей на другие. Например, подобрать жиклёры с более высокой пропускной способностью. Но здесь важно не перестараться, т. к. слишком обогащённая смесь приведёт к тому, что автомобиль ухудшит свои скоростные качества. Один из опробованных вариантов для ВАЗ 21099 — во второй топливной камере использовать воздушный жиклёр с маркировкой «150» и расточить топливный жиклёр с маркировкой «117» (вместо «107,5»). Одна только замена жиклёров позволяет повысить скоростные качества автомобиля, эластичность мотора, в результате с малых оборотов скорость набирается лучше. Минус этого способа в том, что расход топлива увеличивается, особенно в условиях городского режима движения. На этом этапе можно сделать ещё одну пробную поездку и сравнить с начальными замерами.

Заводской брак

Иногда тюнинг Солекс заключается в простом устранении заводского брака. Несмотря на серийное производство, значительный разброс качества карбюраторов и деталей к ним — обычное явление. Чаще всего встречаются недокрученные или, наоборот, перекрученные детали. Такой брак откорректировать очень просто и своими руками. Также часто встречаются заусенцы и задиры на изделии — это дефекты литья и плохая последующая обработка. Если на рабочей поверхности много таких заусенцев, то снижается воздушный поток. Как устранить подобный брак? Вот пошаговая инструкция:

  • Снять карбюратор с машины.
  • Тщательно почистить его, чтобы грязь не попала в топливные каналы. Если чистка недостаточно основательная, частицы грязи могут попасть в топливные каналы, а там и в цилиндры. И тогда автомобиль и вовсе никуда не поедет.
  • Отделить верхнюю часть карбюратора от нижней.
  • Выкрутить жиклёры. Вытащить топливные жиклёры может быть довольно трудно, лучше всего воспользоваться чем-то тонким вроде зубочистки, шпильки, а можно подцепить пинцетом.
  • Продуть топливные каналы. Для этой цели хорошо подойдёт обычный ножной насос, но потребуется помощь ещё одного человека.
  • Напильником или наждачной шкуркой сгладить заусенцы. Для увеличения силы воздушного потока лучше обработать в том числе и винты оси воздушной заслонки, сняв слой металла. Осмотрите рычаг управления воздушной заслонкой, возможно, он задевает при вращении заусенцы на корпусе карбюратора. Необходимо снять рычаг, сгладить поверхность отливки корпуса. Кроме винтов, можно обработать и оси дроссельных заслонок, как правило, они толстоваты и мешают воздушному потоку.

Устранение подсоса воздуха

Одна из самых распространённых проблем — подсос лишнего воздуха под карбюратор. С этим тоже вполне можно справиться своими силами. Для этого необходимо увеличить площадь прижимания фланца карбюратора (при условии, что не наблюдается деформация крышки карбюратора). Вам понадобятся угловые подкладки (ВАЗ 2101–2107), в которых просверливаем отверстия до 8,2 мм в диаметре. Теперь осталось только заменить этими подкладками заводские шайбы и завинтить гайки.

Если же причиной подсоса воздуха является деформированная крышка, можно заменить заводскую прокладку, изготовив новую своими руками. Сделать её можно из более толстого картона или другого подходящего материала. По контуру прокладки и по контуру отверстий проложите тканевую нить и закрепите её любым бензостойким клеем. Также хороший результат может дать шлифовка нижней плоскости крышки карбюратора.