Безопасность автомобиля на дорогах в тёмное время суток или в неблагоприятных условиях обеспечивается специальным оснащением. В перечень входят средства контроля и приборы, один из них – ксеноновые лампы. Их мощность позволяет пробиваться свету сквозь моросящие капли дождя или завесу тумана, делать путь следования безопасным, вовремя выявляя встречные машины, пешеходов или иные препятствия. Подобрать вариант можно самостоятельно или после консультации со специалистом. Также эти приборы используются в бытовой сфере, медицине, промышленности. 

Конструктивные особенности

Ксеноновая лампа представляет собой колбу с вольфрамовыми электродами, наполненную газом с солями металлов и блоком розжига. Под действием электричества внутри ёмкости между элементами возникает электрическая дуга. Высокая мощность и выделяемая энергия заставляют светиться ионы газа. В зависимости от силы свечения приборы дают свет, схожий с дневным. В их конструкции есть несколько нюансов:

  1. Стекло. Стандартное кварцевое, сапфировое. Первое дешевле в производстве — оно хорошо защищает внутренние элементы, но хуже пропускает поток света. Второе — дороже, однако с ним свечение более яркое, чистое. 
  2. Электроды. В некоторых моделях их не два, а три. Дополнительный элемент не только разжигает газ – он ионизирует его, снижая сопротивление к электрическому разряду. 

Блок запуска даёт искру, участвует в регулировании свечения — длине и интенсивности волны. 

Как работают ксеноновые лампы

Принцип действия осветительного прибора заключается в прохождении разряда высокой мощности, накопленного в конденсаторе, по вольфрамовым электродам, создающим дугу. Эта энергия, преобразованная трансформатором в импульс высокого напряжения, заставляет электроны газа менять орбиту на траекторию с большей мощностью. Возвращаясь, те излучают фотоны — происходит свечение. 

Разновидности

Промышленностью предложено несколько вариантов светильников, которые отличаются друг от друга конструкцией, сферой применения. 

Трубчатые или длиннодуговые. Конструкция представляет собой колбу в виде трубки с электродами на увеличенном расстоянии друг от друга — это даёт длинную электрическую дугу. Таким моделям требуется меньший балласт (блок розжига). Благодаря размерам и лаконичной форме, подобные приборы используются в освещении больших территорий — склады, привокзальные площади, промышленные цеха, уличные фонари. 

Шаровые. По форме — шар или схожая конструкция со стеклянной линзой, где вольфрамовые элементы находятся на близком расстоянии друг от друга. Подобные приборы получили ещё одно название — короткодуговые. Чаще всего их используют в производстве фар — ксеноновые лампы для автомобиля обеспечивают свет, интенсивность которого зависит от модели и регулировочных настроек. 

Керамические. Главное отличие этого типа от других вариантов заключается в керамической колбе с отверстием. Пучок света, проходящий сквозь прибор, используют в медицине для лечения кожных заболеваний, в фармацевтике для изготовления препаратов в безвоздушной среде и т. д. 

Виды цоколей 

Часть лампы, передающая токи в полость с газом через контакты, называется цоколем. Его конструкция принципиальна для эксплуатации осветительного прибора, удержания его в патроне. Маркировка указывает на следующие особенности:

  • штатные ксеноновые лампы с цоколями D1S, D2S, D2R, D3S и D4S;
  • нештатные (подходящие для замены галогеновых моделей на ксеноновые) — например, ксенон HB3, приборы с цоколями НВ4, Н1, Н4, Н7.

Последние — бюджетные распространённые варианты, которые можно приобрести в магазинах или в онлайн-маркетах. 

Количество контактов

Число указывается латинскими буквами и обозначает: 

  • s — один;
  • d — два;
  • t — три;
  • q — четыре;
  • p — пять контактов. 

Цоколь без обозначения литеры следует принимать за стандарт в комплектации. 

Типы

  • биксенон H4 — переключает свет с ближнего на дальний и обратно; 
  • ксенон H4 — стандартный;
  • D2S — для ламп с линзами; 
  • D2R — для рефлекторов. 

Определить цоколь ксеноновых ламп можно самостоятельно — сравнивается маркировка, подбирается подходящий вариант по параметрам. Если же речь идёт о замене приборов на принципиально другие, необходима консультация со специалистами. 

Цветовая температура

Человеческий глаз лучше различает предметы при дневном освещении. Характеристика яркости лампы ксенонового света зависит от количества люменов, а цветовая температура от Кельвинов. Поэтому существует четыре основных цвето-температурных параметра:

  1. Жёлтый цвет — до 3500 Кельвинов. Интенсивности в 1500 люменов недостаточно для основного освещения — их лучше использовать в противотуманных фарах.
  2. Бело-молочный — до 5000 Кельвинов. Известные машиностроительные концерны вставляют такие ксеноновые лампы в линзы новых автомобилей. Приборы отличаются яркостью в 3 тыс. люменов, при этом не искажают окружающую реальность.
  3. Белый — до 6000 Кельвинов. При таком освещении обеспечен декоративный эффект, практической пользы нет. Использование приборов с такой цветовой температурой в транспорте запрещено.
  4. Голубой — до 12 тыс. Кельвинов. Освещение признано неэффективным, так как детали видны образно, без прорисовки, проявляются в чёрно-белом варианте (яркость снижается до 2 тыс. люменов). 

Зависимость яркости от температуры ксенона (она ниже с увеличением нагрева газа) позволяет подобрать модель под конкретные нужды. 

Плюсы и минусы 

Спиральные колбы уходят в прошлое. Газоразрядные приборы по характеристикам превосходят галогеновые. К их достоинствам пользователи относят:

  1. Долговечность. В среднем срок службы ксеноновых ламп в фарах автомобиля составляет 100 тыс. км. Но это примерный показатель – необходимо учитывать условия, в которых они применяются. 
  2. Яркость и светоотдача — параметры выше галогеновых осветителей в 2,5 раза. Интенсивность свечения повышает безопасность транспорта на дорогах во время тумана, в других неблагоприятных условиях. 
  3. Цвет ксеноновых ламп. Естественный для человеческого глаза — белый, при котором различимы даже мелкие предметы или препятствия. Для сравнения: галогеновые при максимальной яркости дают жёлтый оттенок, влияющий на очертания предметов. 
  4. Экономичное потребление энергии. Для водителей это существенный плюс. 
  5. Высокий КПД — 93%. Энергия от электрической дуги тратится только на свечение газа (в обычных лампах накаливания практически 70% уходит на разогрев и поддержание температуры спиральной нити). 
  6. Несколько вариантов форм. Подобрать газоразрядное устройство под конкретные цели: для авто или в качестве освещения большой площади труда не составляет.

Такие светильники можно считать идеальными, если бы не пара недостатков. Первый — цена прибора выше, чем у галогеновых и приборов накаливания, что, впрочем, окупается долгой эксплуатацией. Второй — самостоятельная замена и установка ксеноновой лампы. Учитывая большую мощность и давление газа внутри, это может быть небезопасно. Неправильно подобранный цоколь сведёт на нет все усилия по самостоятельному монтажу. 

Советы по выбору

Чаще всего лучшие ксеноновые лампы приобретаются для замены осветителя в фарах. Неопытный покупатель должен знать, на что обращать внимание при выборе. Чтобы прибор прослужил заявленный срок, необходимо учитывать следующее:

  1. Комплектность. Когда ближний и дальний свет регулируются одним устройством, то выбор однозначный — биксенон. Разными — для каждой приобретается стандартный ксенон. 
  2. Размер цоколя плюс остальные характеристики. Маркировку можно посмотреть на старой модели, новую подобрать в соответствии. Если в каталоге нет подходящей, после консультации со специалистами в патрон вставляется универсальная лампа или заказывается оригинал. Неправильный выбор цоколя обеспечивает слабое прилегание контактов к источнику энергии, что ведёт к снижению срока службы прибора. 
  3. Комфортная температура свечения. Для автомобилистов лучший диапазон — 4300–5000 Кельвинов. Свет яркий, с хорошей прорисовкой встречных препятствий. Остальные диапазоны используются в светильниках для других сфер. 
  4. Размер блока розжига. Лучше ориентироваться на пространство под капотом авто — достаточно ли там места для крепления ещё одного силового узла. 

Также важно знать, что при замене галогеновых светильников на ксеноновые, владельцу придётся менять рефлекторы на фокусирующие, иначе обычные будут рассеивать пучок света, ослеплять встречный транспорт. 

Выбор производителя 

Известные производители в комплекте предоставляют полный набор документов и сертификат, который предъявляется по требованию покупателя реализующим магазином. Стоимость вариативна, зависит не только от имени производителя, но и от других факторов. 

Среди известных, которым доверяют многие автовладельцы: Philips, Hella, Osram, IPF, IL Trade, MTF-Light. Последний вариант из Кореи считается бюджетным, служит меньше, чем немецкие или японские варианты, но при этом не менее качественным по яркости освещения. Ниже приведён рейтинг ксеноновых ламп (от бюджетных до дорогих):

  1. Clearlight D2S 5000K — производство Китай. Преимуществ масса, среди которых выделяется цена до 1 тыс. рублей, универсальный цоколь, оптимальная цветовая температура, указанная на маркировке — езда комфортная для водителя и встречных машин.
  2. SVS D1S 5000К Classic — вариант китайской ксеноновой лампы, пользующейся спросом ввиду низкой цены и хороших качеств. Однако, у этой модели есть существенный недостаток — яркость составляет менее 3000 люменов, что отразится на дальних поездках. 
  3. Xenite D1S PremiumD1S 4300K — южнокорейская модель. Отличается доступной ценой — порядка 2 тыс. руб., гарантией в 2 года, хорошими качественными характеристиками. Покупатели отмечают редкие случаи брака, что, впрочем, решается заменой по гарантии. 
  4. Osram D1S 35W 12V PK32d-2, Xenon — немецкие ксеноновые лампы с характеристиками, подобранными для дороги (яркость, инертность к вибрациям, долговечность, годовая гарантия). 
  5. Philips D1S X-tremeVision gen2 4800К. Европейский производитель, чьи мощности находятся в Китае. Последний факт никак не сказывается на качестве. Компания давно зарекомендовала себя ведущей в мире осветительного оборудования. Модель обладает лучшими характеристиками, требуемыми от ксеноновых устройств, но у неё есть два недостатка — высокая цена и риск приобрести подделку. Необходимо обращаться только в официальные дилерские сети. 

На рынке автомобильных комплектующих масса вариантов светотехники. Чтобы не приобрести подделку, важно избегать двух моментов — отсутствия сопроводительных документов и слишком низкой стоимости. 

Заключение 

Безопасность на дорогах или в быту обеспечивается многими факторами. Один из них —качественное освещение. Чтобы обеспечить комфорт во время пути, а также отсутствие претензий со стороны правоохранительных органов, необходимо заранее позаботиться о замене автомобильных ламп на приборы нового поколения. Консультация специалиста в случае затруднений — гарантия покупки оригинального и надёжного осветителя.