УАЗ — это известный бренд не только на территории России, но и за рубежом. В последние годы основным направлением Ульяновского завода стал выпуск спецтехники для российских ведомств и внедорожников. Продукция завода популярна и за рубежом. 75-летний опыт работы, качество, проверенное временем, в сочетании с неприхотливостью и относительно невысокой стоимостью сделали продукцию завода популярной не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Последние разработки завода, к примеру УАЗ «Патриот», успешно продаются за рубежом. Однако свой долгий путь развития завод начинал не с автомобильной промышленности и совершенно под другим названием. История автомобилей УАЗ впечатляет. За менее чем столетие модельный ряд много раз обновлялся, создавались новые современные модели и модификации машин, многие из которых заслужили всемирное признание и награды.

История автомобилей УАЗ
История УАЗ насчитывает более 65 лет

С чего начиналась история УАЗ: эвакуированный ЗИС

История УАЗ начиналась одновременно с началом войны. Тогда, в далёком 1941 г., руководство страны решило вывезти большие предприятия из Москвы, области, всех западных промышленных регионов на восток. Именно тогда было решено вывезти производственные мощности ЗИС (завода им. Сталина) в Ульяновск. Уже в октябре текущего года часть производственной аппаратуры прибыла на новое место, а с нового года возобновился выпуск продукции. Изначально, учитывая военное состояние, основным заданием предприятия было обеспечение нужд армии. Сначала они занимались выпуском военных снарядов. Однако уже к концу весны 1942-го была запущена сборка авто ЗИС-5 (за первый месяц было выпущено 5 машин). К июлю их производство выросло до 30 шт. за месяц. Осенью начался выпуск и малолитражных машин для удовлетворения потребностей армии.

Первые самостоятельные «шаги» УАЗ

В 1943 г. ГКО решил на базе ЗИС построить Ульяновский автомобильный завод. Спустя год после этого был спроектирован первый опытный образец автомобиля собственной проектировки новосозданного УАЗ — УльЗИС 253. Это был маленький грузовик с дизельным мотором. По техническим параметрам он не уступал машинам американской промышленности и даже мог конкурировать с ними. Уже в следующем году руководству предприятия поручили передать сборку этого грузовика на Урал, а самим заняться разработкой машин ГАЗ-АА. Буквально спустя 3 года УАЗ выпустил первый грузовик этой модели. А через ещё два года, на демонстрации в октябре, была представлена машина УАЗ-300. Однако хотя эта модель и прошла все испытания и тесты, она не поступила в производство. В этом же году общий выпуск машин УАЗ с момента создания достиг 10000 шт.

Автомобиль ГАЗ АА

В 1954-м на предприятии формируется конструкторский отдел. Изначально задачей отдела был приём технических бумаг с ГАЗ и последующая передача в сборочный отдел. Так здесь начали собирать ГАЗ-69, 69А.

1955-й стал знаменательным для УАЗа. История моделей малотоннажных авто собственной сборки берёт своё начало в этом году. Предприятие стало заниматься разработкой микроавтобусов, фургонов, грузовиков и машин для санитарных нужд. Впервые стала применяться новая конструкция. В машинах кабина располагалась над мотором, что позволило увеличить метраж кузова, не увеличивая общей длины машины.

В следующем году впервые за историю завода начался экспорт машин. Авто Ульяновского завода были очень неприхотливы, просты в эксплуатации, надёжны и с хорошими ходовыми качествами. Именно за эти характеристики они и стали достаточно популярны в ближнем зарубежье. На то время поставки осуществлялись в 22 страны.

1960 г. ознаменовался обновлением производственного оборудования. Конструкторский отдел разработал и запатентовал двигающую штанговую поточную линию.

История создания УАЗ-451Д и УАЗ-451, которые собираются в усовершенствованных моделях и до нынешнего времени, начиналась в 1961-м. К середине декабря уже был собран первый опытный экземпляр.

1965 г. стал памятным для истории предприятия тем, что в этом году собрали 250-тысячный ГАЗ-69, однако спустя 6 лет производство этой модели прекратилось, так как конструкторы разработали новую его модификацию — УАЗ-49.

1966 г. ознаменовался первыми в истории завода наградами. На международном вернисаже сельскохозяйственной техники УАЗ-452Д удостаивается золотой медали за высокую манёвренность и вездеходность.

За это сотрудники завода вскоре были награждены орденом Трудового Красного Знамени.

Знаменательным для УАЗа стал и 1974 г., выпуск достиг 7-миллионной отметки. Также в 1974-м был протестирован внедорожник УАЗ-469Б. Авто смогло подняться на 4000-километровую высоту по горному хребту за 38 минут. Эта разработка стала поводом для следующей награды коллектива орденом Трудового Красного Знамени.

Награды продукции и коллектива были и в следующие годы. Знаки качества заслужила продукция УАЗ: 1976-й — для мотора (УМЗ-451), 1977-й — грузовика УАЗ-452. А в 1983 г. было сконструировано первое в мире плавающее авто «Ягуар» (УАЗ-3709). Таких в мире нет и до нынешнего времени. За него отдел разработки также получил награды от правительства. Этот автомобиль разрабатывался для военных нужд. Скорость передвижения на воде достигала 10 км/час. Авто с успехом прошло все испытания. Ягуар прошёл путь по реке туда и обратно от Ульяновска до Астрахани. Однако в массовое производство запущен не был, так как от армии заказа на него так и не поступило.

До конца 90-х годов новых разработок не было, проводилось обновление всех моделей, установка раздельной системы тормозов, гидравлического привода, отопительной системы, замена зеркал и фар. Также обновился и двигатель УМЗ-414.10, что позволило существенно увеличить его мощность.

Автомобиль УАЗ-469Б красного цвета

Постсоветское время УАЗ

Вместе с распадом СССР проходили и некоторые изменения в промышленности. Предприятия закрывались, реорганизовывались, менялись названия. Перестройка не обошла стороной и УАЗ. Развитие завода после распада, вопреки преобразованиям внутри страны, было даже более динамическим, чем до этого. Сразу же после распада Союза завод был преобразован в АО «УАЗ». В 1994 г. здесь начался выпуск усовершенствованной УАЗ-469. Она разнилась с предыдущей моделью тем, что имела крышу из металла, новые замки на двери, сидения с регулировкой, а также новую подвеску с пружинами и экономичный мотор.

В 1994 г. предприятие завоевало за конкурентоспособные машины и внедрение в мировую экономическую систему приз «Золотой глобус». В 1996 году — награда международного уровня за объёмы продаж. А в 1997 г. — золотая медаль на Международной ярмарке.

Однако УАЗ не только получал награды. Одновременно с участием в различных конкурсах продолжались разработки новых модификаций машин. 5.08.97 было собрано совершенно новое авто УАЗ-3160, которое вскоре стало базовым для других моделей — Симбир, УАЗ-3163.

1998 г. — сборка авто на дизельных моторах. Вскоре был запущен в производство 5-местный УАЗ-39094 на железной платформе.

Не прошёл незаметно для истории и 2000 год. В апреле стартовал выпуск УАЗ-3162, а в октябре заводом заинтересовалась «Северсталь», которая вскоре и приобрела значительный пакет акций предприятия.

В этом же году заканчивается конструирование первого «мультивена» с вместительностью до 12 посадочных мест.

2001 год — 3 исторических события:

  • авто Simbir удостоилось первого места на ярмарке-выставке в столице;
  • участие моделей завода в авторалли;
  • начало развития сети из более ста торговых представительств внутри страны и не только.

2002 г. — продукция заслужила ещё одну награду. УАЗ-23632 удостоен диплома «Гран-при» и признан лучшим пикапом.

Первый перенос производственных площадей за территорию России был в 2003 г. Производственная линия открывается во Вьетнаме. В 2003 продукция получила ещё несколько наград.

2004 г. — завод получает удостоверение соответствия системы качества. В марте запускается линия по производству УАЗ-2360. В апреле-мае автомобиль УАЗ-2360, Хантер и Симбир принимают участие в пятитысячекилометровом ралли, где по маршруту автопробега в больших городах проводятся тест-драйвы и внедорожные чемпионаты.

Автомобиль УАЗ Карго 2360

Автомобили нового поколения

История создания автомобилей УАЗ последнего поколения начинается с выпуска легендарного УАЗ «Патриот» в 2005 г. Это совершенно новое авто, которое отличалось и снаружи, и изнутри. На «Патриот» устанавливалась усовершенствованная подвеска, рулевое, трансмиссия. Большинство деталей были импортными. Для выпуска этой модели была куплена новая сварочная и покрасочная аппаратура.

Модель имела успех. Однако на этом конструкторский отдел и руководство не остановились, они продолжали совершенствовать эту модель. Спустя 2 года «Патриот» оснастили системой охлаждения двигателя, а салон сделали более комфортным, установив новую систему отопления и кондиционирования воздуха.

На основе этой модели выходят новые разновидности. Стоит отметить модель Карго, которая имеет несколько версий: в виде шасси для монтажа дополнительных надстроек; с тентовым кузовом; с грузовой платформой.

Сегодня УАЗ также продолжает совершенствовать свои машины. Сборка машин постепенно и уверенно растёт. Вместе с тем увеличивается и экспорт УАЗ, что ещё раз говорит об отличном качестве продукции.

Автомобиль УАЗ Патриот черного цвета