Роллс-Ройс Дон назван «Лучшим роскошным авто 2016 года», что далеко не случайно. Основой бизнеса начала ХХ века был не ширпотреб, а качественные вещи, ставшие символами времени. Почётное место среди них занимает Rolls-Royce. Официальная история компании Rolls-Royce считается со встречи её основателей, двадцатисемилетнего Фредерика Ройса с сорокалетним Чарльзом Роллсом, в 1904 году.

Rolls-Royce Dawn

Предыстория

Отец Фредерика — разорившийся мельник, Чарльза — аристократ. Фредерик — самоучка, Чарльз — кембриджский выпускник. Первый — изобретатель, второй — спортсмен, гонщик, лётчик. Однако оба основателя страстно любили автомобили и были предпринимателями.

Ройс

Фредерик работал с 10 лет, пока не создал с другом собственную фирму, делавшую бытовую электротехнику. За год до начала истории Rolls-Royce Фредерик купил своё первое авто — французский Декавиль. Бесконечно ремонтируя, переделывая, находя новые инженерные решения, изобретатель сделал новый автомобиль и назвал его Royce. Он сразу привлёк внимание публики. Даже Таймс писала о бесшумном двигателе.

Rolls-Royce 30HP

Роллс

«Голубая кровь» Чарльза не давала прав унаследовать ни состояние, ни титул лорда: он был младшим, четвёртым ребёнком. Потому занятие бизнесом было для него естественным. Однако Роллс мечтал сам выпускать самые качественные, элегантные, стильные, роскошные, дорогие авто. Для воплощения мечты ему был нужен талант уровня Ройса.

На первой встрече Фредерик Ройс предложил испробовать своё авто. Чарльз Роллс был так впечатлён, что сразу предложил сотрудничество. Вскоре фирмы партнёров объединились. Началась история марки Роллс-Ройс: автомобили получили новое двойное имя. Эти машины побеждали на ралли, начали быстро набирать популярность. Первым победил в 1906 году лёгкий 20 PS с Роллсом за рулём.

Серебряный призрак

Тот же год был отмечен не только началом рекордов, но и появлением легенды мирового автопрома — Silver Ghost («Серебряный призрак»). Затем до 1922 года в истории фирмы Роллс-Ройс была только эта модель авто (а ещё самолёты и двигатели самолётов). Сама фирма делала шасси, а кузова выпускали знаменитые специализированные мастерские. Благодаря созданию кузовов разными мастерскими двух одинаковых «Призраков» не было. Шасси стоили 985 фунтов стерлингов, ещё примерно такую же сумму просили за кузов. Тогда 800 фунтов стерлингов стоил представительный Crossley 40НР, а простенький Vauxhall 6НР — 150 фунтов стерлингов.

Silver Ghost воплотил мечты своих создателей о надёжной, роскошной, бесшумной машине. По легенде, название родилось благодаря посеребрённым деталям и тихому мотору. Silver Ghost разгонялся до 150 км/ч, чего не могли многие спортивные машины того времени. К 1907 году легендарная модель рекламировалась как лучшее авто в мире.

Секретарь королевского автомобильного клуба, бывший партнёр Роллса Клод Джонсон устроил «Призраку» ряд испытательных пробегов на расстояние до 15 тысяч миль (свыше 24 тыс. км). На этих гигантских по тогдашним временам дистанциях Silver Ghost сломал лишь топливный краник.

Rolls-Royce Silver Ghost

Silver Ghost был так хорош, что рост цен из-за постоянного улучшения конструкции машины не сокращал спроса. Более того, открывались новые отделения. К 1921 году открылось отделение в США. Одним из первых американцев легендарный «Призрак» купил Нельсон Рокфеллер. «Серебряные призраки» безотказно работали десятилетиями. В США на «вечном» шасси просто меняли кузова на новые, более модные.

Впоследствии было выпущено ещё несколько моделей с тем же удачным словом в названии: Серебряный Дух, Серебряная Тень, Серебряный Серафим, Серебряная Шпора, Серебряное Облако.

Фантомы

Сразу после «Призрака» вышли первый, затем второй Фантомы. Первый отличали новый приёмистый мотор, высокая цена, старомодный дизайн, недостаточно хорошая управляемость, потому он не получил признания публики. Это признание вернул вышедший через 4 года Фантом II, исправивший недостатки и ставший мощнее предшественника.

Rolls-Royce Phantom II

RR и Дух Восторга

История логотипа началась на 3 года позже истории бренда Роллс-Ройс, в 1907 году. По легенде, Фредерик увидел буквы RR на ресторанной скатерти. Ещё позже, чем началась история значка Роллс-Ройс, родился другой атрибут легенды — «Летящая Леди», первая металлическая фигурка на капоте британского авто. В 1909 году один «Призрак» был продан сэру Джону Монтегю лорду Белью — автору первого учебника по вождению, многолетнему главе Королевского автомобильного клуба. Через год лорд попросил друга, скульптора-модерниста Чарльза Сайкса создать талисман на нос. Летящая фигурка передавала дух, грацию, скорость, красоту, стиль марки. Сначала фигурку назвали «Олицетворение скорости», позднее, когда Чарльз Сайкс уже продал компании авторские права, её назвали «Дух Восторга» (можно перевести также как «Дух Вдохновения»). Художник увековечил в талисмане свою безнадёжную любовь, личного секретаря лорда Белью Элеонору Торнтон. История создания этого символа имеет ещё одну печальную страницу: Элеонора погибла на подбитом немцами корабле. «Дух Восторга», прозванный «Летящей Леди», делали даже из серебра и золота.

Эмблема Rolls-Royce

Эпоха Ройса

В 1910 году 33-летний Чарльз Роллс поставил новый рекорд, но открыл британский список жертв авиационных катастроф. Его самолёт рухнул, когда до земли оставалось всего семь метров. Роллс успел наладить выпуск моторов самолётов, что спасло от разорения в Первую мировую войну, когда спроса на роскошные машины не было.

Фредерик Ройс блестяще справился с управлением компанией. Его создания были даже у Николая II и Ленина (целых 2). Сам Фредерик называл себя механиком. Несмотря на его изобретательский талант и любовь к приключениям его партнёра, компанию отличал некоторый консерватизм. К примеру, её конкуренты применяли электрозапуск двигателя с 1914 года, она же — с 1919 года.

В 1931 году компания поглотила бывшего конкурента, Бентли. В 1933 году скончался второй основатель, незадолго до смерти получивший баронский титул за выдающиеся заслуги перед родиной. С этим связана печальная часть истории эмблемы Роллс-Ройс: после смерти Ройса фон букв стал чёрным.

Rolls-Royce Silver Cloud

Взлёты и падения

К 50-м компания стала поставщиком машин британского королевского дома, к 1971 году — банкротом. Спасло на тот раз правительство, посчитавшее бренд достоянием Британии и вложившее в него около 250 млн долларов, но разделившее на два. Роллс-Ройс Мотор Холдинг делал машины, запчасти для автопрома и самолётов, двигатели, локомотивы, лёгкие самолёты. А Роллс-Ройс Лтд выпускал двигатели самолётов и после приватизации 1987 года сменил название на Rolls-Royce Plc.

Под военным управлением

В 1980 году, на грани нового кризиса, Мотор Холдинг купила компания Виккерс. Ранее Роллс-Ройс поставлял новому владельцу моторы. Виккерс вложил около 40 млн фунтов стерлингов, модернизировал заводы. Благодаря ему полный цикл выпуска машин сократился более чем вдвое, с 65 до 28 дней. Конечно, можно делать автомобили быстрее (модели Тойоты собирают за 13 часов, но у Тойоты история марки совсем другая), однако с начала 90-х бренд снова стал давать прибыли. Новый кризис случился в 1982–84 годы. Компания удержалась на плаву, однако к концу 90-х в неё, по оценке «Виккерса», надо было вложить ещё 200 млн фунтов стерлингов, и фирма выставила Rolls-Royce на продажу.

Немецкий раздел

«Виккерс» получил много предложений. «На финишной прямой» остались БМВ и Фольксваген. Сделка была крайне важна обоим. Первый рисковал потерять поставки почти трети деталей и двигателей. Представительские машины «дочки» второго, Ауди, считались хуже флагманов БМВ и Даймлер-Бенца.

За несколько дней до продажи Ауди предложила купить у Виккерса ещё одну компанию. Но у БМВ было СП с Rolls-Royce Plc по выпуску авиационных двигателей. Партнёр имел право на использование бренда. В БМВ заручились его поддержкой, обещав уступить один директорский пост в СП. В итоге Фольксваген купил заводы, а БМВ получил права на бренд. Фольксваген стал выпускать Бентли, а БМВ — модели под легендарным названием.