Не каждый водитель, надавливая на педаль тормоза, задумывается о том, каким именно видом торможения он пользуется, и о том, какие процессы при этом протекают в устройстве автомобиля. А между тем разновидностей торможения множество. В этой статье мы подробно их разберём.

Виды

Виды торможения автомобиля выделяются в зависимости от уровня динамики транспортного средства во время этого процесса. Всего известно шесть распространённых разновидностей торможения:

  • полное;
  • частичное;
  • экстренное;
  • аварийное;
  • служебное;
  • стояночное.

Полное

При полном торможении автомобиль интенсивно сбрасывает скорость. Происходит это до тех пор, пока транспортное средство не остановится на одном месте.

Полное торможение автомобиля

Частичное

При частичном торможении машина постепенно сбрасывает скорость. Однако в результате этого процесса транспортное средство не останавливается, а просто снижает динамику своего передвижения.

Сбрасывание скорости автомобиля

Экстренное

Этот вид разрешено использовать только в том случае, если ему невозможно подобрать альтернативу. Например, во избежание аварии. В правилах дорожного движения говорится, что даже внезапно включившийся красный сигнал светофора не обязывает водителя применить экстренное торможение. В такой ситуации не нужно вдавливать педаль тормоза в пол, а лучше завершить манёвр.

Экстренное торможение автомобиля

При таком виде остановки автомобиль сбрасывает скорость очень резко. С момента начала снижения динамики до полной её потери проходит очень короткий промежуток времени, который часто оказывается недостаточным, для того чтобы находящийся позади тормозящего авто водитель успел сориентироваться и тоже остановить своё транспортное средство.

Аварийное

Аварийное торможение — это процесс остановки автомобиля, в котором не используется его тормозная система. Такое бывает в том случае, если тормоза транспортного средства отказали. Тогда водителю придётся осуществить управляемый удар о препятствие, чтобы остановить авто.

Такой процесс также называют контактным. При нём безопасности ради рекомендуется использовать такие части машины, как крылья, мягкие части кузова, обшивку дверей. Эти предметы должны уменьшить последствия столкновения с препятствием.

Удар лучше делать скользящим, а не лобовым. Поэтому при таком виде остановки транспортного средства ни в коем случае нельзя бросать руль и прекращать управление. Водитель должен будет ювелирно выстроить траекторию движения автомобиля.

Служебное

Это самый плавный вид перехода автомобиля в статичное положение. Водитель при нём заранее назначает место, в котором автомобиль полностью должен потерять свою динамику. Человек, управляющий транспортным средством, сначала перестаёт газовать, а затем понемногу начинает тормозить. В результате машина сбрасывает скорость легко и постепенно.

Стояночное

Это статичное положение автомобиля во время его стоянки. В машинах с механической коробкой переключения передач достигается посредством поднятия рычага ручника. В транспортных средствах с автоматической коробкой передач происходит при помощи переключения рычага на режим паркинга.

Включение стояночного тормоза

Теперь пришло время поговорить о том, какие бывают способы торможения.

Способы

Способы торможения автомобиля различаются в зависимости от того, как в момент остановки и сбрасывания скорости работают системы автомобиля.

Известны следующие способы:

  • торможение двигателем, которое осуществляется с помощью коробки переключения передач;
  • торможение двигателем, подразумевающее значительное усилие для остановки;
  • остановка импульсами;
  • ступенчатое торможение, при котором прикладывается повышенное или пониженное усилие.

Торможение двигателем

Если водитель автомобиля передвигается в спокойном темпе, такой вид остановки и сбрасывания скорости можно назвать самым подходящим и эффективным.

Механическая коробка передач

При таком процессе водитель авто на МКПП включает пониженную передачу, чтобы обороты двигателя перешли в сокращённый режим. В автомобилях с АКПП передачу переключает автоматическая система.

Можно считать, что торможение двигателем началось, если водитель отпустил педаль газа. Из-за этого количество поступающего в движок топлива уменьшается и машина начинает терять скорость, ведь уменьшается тяга, которая передаётся колёсам.

При недостаточности такого тормозного усилия водитель начинает постепенно переключать передачи на более низкие. Чем ниже передача, тем большее усилие будет использовано для остановки автомобиля.

Такой вид применим в любых условиях. Как при передвижении по городу, так и при езде по трассе. Но поистине незаменимым его можно считать в ситуации прохождения спусков и подъёмов, а также в том случае, если езда осуществляется в плохих погодных условиях.

Автоматическая коробка передач

Стоит обратить внимание на то, что при затяжном спуске водитель может долго держать нажатой педаль тормоза. Это отрицательно сказывается на эффективности процесса сбрасывания динамики. Ведь колодки могут перегреться. Это значит, что результат тормозных мероприятий вскоре может разочаровать водителя.

При таком спуске важно верно подобрать передачу для движения. Чтобы после того, как человек отпустит педаль тормоза, автомобиль не понёсся стремглав, а лучше — и вовсе не разогнался бы.

Значительное усилие для остановки

Применяется при экстренном торможении. Если автомобиль едет на большой скорости с включённой, скажем, пятой передачей и вдруг возникает аварийная ситуация, при которой необходимо моментально остановиться, водитель может включить сразу первую передачу, при которой торможение будет максимально эффективным.

Однако нужно помнить, что такой способ торможения не может применяться часто. Он подразумевает колоссальную нагрузку на двигатель и коробку передач. Перетрудившись, эти механизмы могут просто выйти из строя.

Однако, когда речь идёт о жизни и здоровье водителя и его пассажиров, о состоянии деталей транспортного средства думать не приходится.

Импульс

Импульсом называется короткий отрезок времени, который начинается, когда водитель нажимает на педаль тормоза, и заканчивается, когда педаль отпущена.

Педаль тормоза автомобиля

Таким образом, шофёр прерывистыми нажатиями на тормоз сбрасывает скорость автомобиля. При таком способе потери динамики транспортного средства используется только тормозная система, а не двигатель и не коробка передач.

Стоит отметить, что при таком способе педаль выжимается до конца, а затем отпускается. Применять такой вид торможения рекомендуется на тех транспортных средствах, которые не оборудованы системой ABS. В тех машинах, которые такой системой оборудованы, импульсное торможение происходит в автоматическом режиме. В этом случае всё, что требуется от водителя — нажать тормоз до упора и ждать, когда автомобиль остановится. Работу ABS в такой ситуации можно почувствовать как лёгкую вибрацию педали.

Некоторые автолюбители считают, что такой вид торможения является самым эффективным. Однако сколько людей, столько и мнений.

Иногда такой способ также используется в одной связке с торможением двигателем, который, напомним, основан на включении пониженной передачи.

Ступенчатое торможение

Самый распространённый способ, которым, не задумываясь о том, пользуется каждый водитель автомобиля. Оно может осуществляться с понижением либо повышением усилия.

  • Остановка с понижением усилия используется при хороших погодных условиях, когда водитель едет на большой скорости и уверен в том, что сцепление шин с дорогой отличное. Сначала он выжимает педаль тормоза до упора. Автомобиль быстро сбрасывает скорость. Когда он начинает ехать медленней, водитель отпускает педаль и начинает нажимать её потихоньку, чтобы контролировать процесс остановки.
  • Остановка с повышенным усилием используется при плохих погодных условиях во время гололёда или дождя. В этом случае водитель, нажав педаль тормоза, уже не отпускает её. Таким образом он может проверить, какое расстояние ему потребуется для полной остановки транспортного средства.

Торможение на скользкой дороге

Знания о том, какие бывают виды и способы торможения, покажутся бесполезными, если не поговорить о том, как правильно затормозить при возникновении экстренной ситуации. Итак, ниже мы опишем алгоритм действий водителя при остановке машины в условиях дорожного форс-мажора.

Тормозим в экстренной ситуации

Существует шутка о том, что в экстренной ситуации можно тормозить любым способом, только не головой. Мы надеемся, что при возникновении аварийных условий голова у вас как раз будет работать на полную и вы вспомните описанный нами самый простой способ торможения в экстренной ситуации:

  • Сначала немного надавливаем на тормоз, чтобы машина немного сбросила скорость.
  • Когда почувствовали потерю в динамике, нажимаем на тормоз до конца. Ждём ощущения полной недвижимости колёс.
  • Далее, отпускаем педаль до положения, которое мы описали в пункте №1.
  • Через мгновение снова тормозим «в пол».

Описание этого процесса создаёт ложное впечатление его длительности. Однако, по сути, все эти манипуляции должны уложиться примерно в две секунды.

Торможение в экстренной ситуации

Для того чтобы эффективно разобраться в том, как это делать и для чего, проведите тест на пустой и ровной дороге. Разгоните свой автомобиль и попробуйте затормозить указанным способом. Если дорожные условия позволяют, отработайте эти действия до автоматизма, а заодно запомните, какой отрезок пути необходим вам для полной остановки автомобиля и при какой скорости.

Мы надеемся, что знания о способах экстренного или аварийного торможения никогда вам не понадобятся. Однако расширение теоретической базы о процессе вождения никому ещё не мешало.

Удачи вам на дорогах.