Все автомобильные производители работают над усовершенствованием систем безопасности, которые устанавливаются в их творения. Одной из таких инноваций является система курсовой устойчивости автомобиля, которую ещё называют динамической стабилизацией. В западных странах (Евросоюз, США и Канада) это изобретение должно обязательно присутствовать в каждом автомобиле, который выпускается с 2011 года.

Курсовая устойчивость

Обозначаться такой страж безопасности может различными аббревиатурами — каждый производитель по-своему называет систему, которая присутствует в его моделях. Для европейских и американских автомобилей больше характерно обозначение ESP, для Honda, Kia и Hyundai — ESC. Владельцы BMW, Jaguar и Rover пользуются DSC, а водители Volvo — DTSC. На Honda и Acura устанавливается VSA, на Toyota — VSC, а на Infiniti, Subaru и Nissan — VDC.

Как бы ни называлась эта система, работает она по единому принципу и имеет одинаковый набор функциональных особенностей.

Детальное рассмотрение системы курсовой устойчивости

Эта инновация в мире автомобильной электроники позволяет сохранять устойчивость машины и её управляемость. Она способна заранее определять наличие критической ситуации на дороге и снижать вероятность её возникновения. Водитель задаёт допустимую траекторию, за пределы которой система не может вывести автомобиль. Предусматриваются различные режимы передвижения: разгон, торможение, прямолинейное движение, прохождение поворотов и свободное качение.

Как устроена система

Работа системы курсовой устойчивости автомобиля является сложной и многокомпонентной, состоящей из нескольких вспомогательных систем, а именно:

  • антиблокировка тормозов;
  • распределение тормозных усилий;
  • электронная блокировка дифференциала;
  • антипробуксовка.

Кроме этих важных составляющих, курсовая устойчивость автомобиля не смогла бы нормально функционировать без входных датчиков, блока управления и гидравлики, за счёт которой все нужные команды приводятся в действие. Фиксирующие входные датчики обрабатывают параметры авто, преобразовывая их в сигналы. Затем в работу включаются датчики, благодаря которым система делает комплексный анализ действий водителя и параметров движения автотранспортного средства.

Устройство системы

Во внимание берётся информация с большого числа датчиков, которые следят за следующими параметрами:

  • угол поворота рулевого колеса;
  • изменение давления в тормозном механизме;
  • поведение индикатора стоп-сигнала;
  • частота вращения колёсной базы;
  • ускорение поперечного и продольного характера.

Курсовая устойчивость автомобиля имеет блок управления, который связан с мотором и автоматической трансмиссией.

Принцип работы

Но всё же как система может определить наступление опасной ситуации? Происходит сравнение того, какие действия предпринимает водитель и что происходит в это время с автомашиной. Если водитель допускает ошибки в управлении, в результате которых может наступить потеря устойчивости автомобиля, система включается в работу, информируя пользователя об опасности.

Есть несколько вариантов для достижения стабилизации сложившейся ситуации:

  • активизация тормозов на определённой группе колёс;
  • изменение крутящего момента в силовом агрегате;
  • активизация блока активного управления рулевым механизмом.

В случае недостаточной поворачиваемости ESP может применить сразу несколько вариантов, для того чтобы автомобиль не увело за границы допустимой траектории.

Набор дополнительных функций

Производители расширяют стандартный набор функций, который присутствует в системе курсовой устойчивости автомобиля. Это так называемые подсистемы:

  • усиление тормозов с гидравлическим принципом действия;
  • прогнозирование вероятности опрокидывания автомашины и предотвращение такой ситуации. ESP анализирует показатели поперечной устойчивости автомобиля, которые меняются при прохождении дороги даже с относительно незначительным уклоном. Продольная устойчивость автомобиля также находится под чутким контролем;
  • предотвращение вероятности столкновения может функционировать только в тех автомобилях, которые оборудованы адаптивным круиз-контролем. Для оповещения водителя активируются звуковые и визуальные сигналы. Когда ситуация приобретает критический характер, активизируется насос обратной подачи для повышения давления в системе тормозов;
  • контроль за движением прицепа, который будет передвигаться чётко за автомашиной, не петляя и не выходя за границы допустимой траектории;
  • стабилизация работы тормозной системы при её нагреве;
  • очищение тормозных дисков от влаги, которая может ухудшать их рабочие способности. Эта функция активируется при стечении определённых обстоятельств (скорость больше 50 км/ч и работающие дворники);
  • недопущение скольжения автомашины на дороге.

Все перечисленные функции представляются в виде дополнительного программного расширения к стандартной ESP.

ESP способна даже контролировать работу АКПП, снижать передачу и активировать необходимый рабочий режим.

ESP — помощь или помеха?

Сложно поверить, но не во всех случаях такая умная система безопасности способна помочь водителю. Многие опытные автовладельцы отмечают, что с этой системой не представляется возможным использовать всю мощь автомобиля и продемонстрировать его предел возможностей.

Бывают даже опасные ситуации, правильно выйти из которых ESP мешает. Это бывает очень редко. Опытные и уверенные в себе водители выбирают автомобили, в которых система курсовой устойчивости может отключаться принудительно.

Преимущества ESP неоспоримы, но не стоит полностью полагаться на эту инновационную разработку, забывая про благоразумие и осторожность. Законы физики не может отменить ни одно автомобильное усовершенствование.