Гидрокомпенсатор является важной частью автомобильной системы. Он позволяет ликвидировать отрицательные последствия в клапанном приводе после действия высоких температур. При работе машины происходит нагрев силового агрегата, отчего увеличиваются элементы конструкции. Это не только создаёт значимые зазоры между ними, но и может стать причиной поломки автомобиля, поэтому важно знать, как происходит замена гидрокомпенсаторов.

На фото гидрокопенсаторы

История изобретения

Первые двигатели с подобной системой были выпущены в 1930 году. Тогда они устанавливались в Cadillac Model. В то время перед инженерами не стояла задача по упрощению обслуживания мотора, поэтому изобретение было забыто. Причиной тому было усложнение двигателя, отчего сильно возрастала его стоимость. Да и проверить гидрокомпенсаторы было невозможно без мастера.

Принцип работы

Как известно, во время работы автомобиля его механизмы нагреваются, отчего происходит их расширение. Чтобы предотвратить поломку аппаратной части, ещё на этапе конструирования производитель предусматривает установку специальных зазоров, которые в соответствии с повышением температуры используют лишнее пространство.

Чтобы понять, для чего нужны гидрокомпенсаторы, важно понять их процесс работы. Суть их действия в контроле зазора между газораспределительным механизмом и клапаном. Это работает с помощью специального поршня, который вытягивается и умещает образовавшийся зазор.

Схема работы гидрокомпенсатора
Схема работы гидрокомпенсаторов

В процессе продолжительной работы многие детали изнашиваются, а их геометрия меняется в худшую сторону. Поскольку зазор между элементами также становится другим, это отрицательно влияет на весь мотор. Чтобы решить эту проблему, необходимо компенсировать зазоры — в этом и принцип работы гидрокомпенсаторов. Таким образом, можно не регулировать клапаны при сервисном обслуживании, ведь происходит постоянный контакт кулачка без зазора и толкателя.

Нарушение функционала

При нормальной работе устройства водитель не ощущает никаких посторонних звуков. Если они возникают, это может быть причиной поломки детали или ухудшения работы двигателя. При незнании, что такое гидрокомпенсаторы в двигателе, стоит сразу обратиться за консультацией к специалисту.

Существуют основные причины поломки, которые определяются следующими факторами:

  • Нужно проверить уровень масла. Если его уровень в картере слишком высокий или низкий, это значит, что оно будет сжиматься внутри гидрокомпенсатора, вызывая проблемы в работе двигателя.
  • Естественный износ. Элементы устройства могут затираться.
  • В процессе работы детали могут загрязняться, отчего нужно поменять гидрокомпенсаторы.

Изношенные гидрокомпенсаторы автомобиля

Легче всего определить проблемы с деталями, прислушавшись к работе мотора. Иногда водители путают этот характерный звук со сломанными клапанами. Чтобы не допустить ошибки, лучше использовать фонендоскоп, который при сравнении звуков даст верный результат.

Процесс демонтажа и установки

Неисправный элемент нужно убрать. Если снять гидрокомпенсаторы с места установки, можно определить степень изнашивания. Если элемент легко сжимается под усилием пальцев, стоит заменить деталь. Когда же не удаётся разобрать устройство, стоит обратиться в автомобильный сервисный центр.

Если необходима установка гидрокомпенсаторов, потребуется собрать набор инструментов и набор комплектующих деталей. В первую очередь потребуется снять часть фильтра на корпусе. После этого снимается надклапанный кожух и тяга акселератора. Нужно будет разобрать контрирующую шайбу с распредвала. Важно соблюдать обозначенные отметки, чтобы они совпадали. Дальше нужно открутить крепление со «звёздочки». После этого демонтируется крепление распределительного вала, снимаются рокера, кулачки и втулки регулятора.

Снятие гидрокомпенсаторов с автомобиля

Дальше используется пила, которой ровняется прилив у второго клапана, чтобы выровнять его с остальными гнёздами. Важно провести обезжиривание поверхности керосином и заточить элементы мелким точилом.

Запоминаем позиции втулок

В последующей работе требуется прижать шайбы опорного цилиндра, применив для этого специальную оправку. После этого прессуют кольца-уплотнители в распределительную пластину. Иногда не удаётся заменить гидрокомпенсаторы с первого раза, если уплотнители и посадочные места не совпадают, поэтому стоит заранее позаботиться об этом перед покупкой наборов. Дальше проводится проверка плунжеров, имеют ли они свободный ход, после чего ставятся элементы пружин.

После этого обратно вставляются плунжеры и корректируется их ход. Аналогично монтируется и распредвал, который устанавливается согласно инструкции. Не всегда просто даётся настройка хода плунжеров. Для этого можно сделать подложку из разной толщины шайб, чтобы выровнять их оправкой.

Дальше потребуется высверлить магистраль для потока масла. Преждевременно стоит снять распределительный вал и сделать резьбу. Чтобы трубка всегда была в вертикальном положении, потребуется нарезать резьбу только в определённую длину, создавая небольшой изгиб под требуемую величину до тех пор, пока оба отверстия крестовины не совпадут. Дальше можно проводить обратную сборку в том порядке, который потребовался, чтобы разобрать гидрокомпенсатор.

Финальные работы

Устанавливается смазочная система и её трубопроводы. После этого проводится заливка масла и закрытие его втулкой. Нужно установить клапан в виде шарика и плунжера, не забыв сделать проверку герметичности. Это легко проверить, если установить шарик в плунжер и продуть его. Если воздух «держится» — результат удовлетворительный, но если нет, шарик потребуется заменить. Также важно, чтобы плунжер создавал ощутимое давление на втулку при нажатии.

В конце сборки требуется сделать фиксацию для рычагов посадки. Такие же действия проводятся с распредвалом и динамометрическим ключом. Проводится установка распределительного вала и фиксация шайбы-стопора. В конце концов, обратно крепится надклапанный кожух и фильтр очистки воздуха.

Прибор для проверки гидрокомпенсаторов

Таким образом, важно правильно устанавливать гидрокомпенсаторы, ведь от них зависит работоспособность автомобиля. Если во время монтажа наблюдаются ошибки, они должны быть устранены, а не упускаться из виду. Благодаря надёжной работе этой детали можно продлить срок службы двигателя и обеспечить нормальную функциональность всей системы.

Не всегда удаётся правильно определить поломку гидрокомпенсатора. Если рядом нет специального прибора или сделать это не позволяют собственные навыки, стоит обратиться в автосервис. Это важная часть системы машины, поэтому необходимо придерживаться её нормальной работы.